Изучение геометрических фигур на занятиях в группах доу

Изучение фигур по методике Монтессори

Знакомство ребенка с формами складывается из двух компонентов: отношение родителей и правильный подбор материалов. Мария Монтессори предлагает малышам узнавать геометрию в игровой форме:

  • Из непрозрачного пакета или сумки ребенок берет в руки какой-то предмет, спрятанный взрослым, и пытается определить его форму не глядя.
  • Дошкольнику можно придумать слово-определение. Например, попросите ребенка назвать формы, которые могут кататься.
  • Называет фигуры с углами и без.
  • Попросите малыша представить свои ассоциации. Пусть кроха скажет или нарисует, на что похож треугольник, круг, овал и другие геометрические фигуры.

Кроме того, родители могут вырезать или купить трафареты, которые малыш будет обводить. С одной стороны, он сможет уверенно держать ручку или карандаш в руке. С другой – быстрее запомнит названия и очертания геометрических фигур.

Не стоит забывать и о важности рисунков. Во время совместного создания картин не забывайте проговаривать фигуры предметов

Например, «мы нарисуем квадратную коробку, в которой лежат круглые яблоки».

Действуем поэтапно

Итак, геометрические фигуры имеют важное значение для развития детей. Чтобы их освоение было успешным, стоит воспользоваться следующими правилами

  • Знакомство начинаем с простейших фигур (это будут круг, треугольник и квадрат).
  • На начальном этапе лучше, чтобы все фигурки были одного цвета и размера, дабы не отвлекать малыша лишними деталями.
  • Помним о возрасте (в 2 года осваиваем только круг, квадрат и треугольник; к 3 годам добавляем овал, ромб, прямоугольник; к 4 – трапецию, звезду, пяти- или шестиугольники).
  • Обучение должно быть многогранным, чтобы ребенок постоянно закреплял полученные навыки (обводим форму пальцами, учимся находить фигуры вокруг и различать, сортируем их по виду, размеру, создаем и анализируем аппликации, лепим, вырезаем, играем с карточками или лото, закрепляем формы в активных играх).

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Ход занятия

Организационный момент

Игра «Повтори, не ошибись». Круг — квадрат — треугольник, треугольник — ромб —- круг, квадрат — круг — трапеция, круг — треугольник — квадрат, треугольник — круг — квадрат.

Основная часть

Ребята к нам в гости пришли фигурки. Они очень расстроились, они долго до нас добирались и забыли свои имена! Давайте поможем фигуркам вспомнить их названия. (Пока фигурку не отгадали она спрятана, как только фигуру называют она появляется на доске. Используются фигурки с нарисованными лицами)

Игра «Узнай фигуру по описанию и покажи ее» (используются фигуры из напольной мозаики или фигуры на магнитах)

— У этой фигуры три угла.

— У этой фигуры нет углов.

— У этой фигуры четыре угла и все стороны одинаковые по длинне.

— У этой фигуры четыре угла. И разные по длине стороны, одна длинная, а другая короткая. И еще есть наклонные стороны.

— А у этой фигуры четыре угла, два острых, а два тупых.

— А у этой тоже четыре угла, а стороны разные две длинные, две короткие.

Методическое пояснение: если детям трудно узнать фигуру по устному описанию педагог добавляет «рисование в воздухе». Те фигуры, которые наиболее трудно запоминаются «рисуем в воздухе» вместе с детьми. Угаданная фигурка появляется из коробки и здоровается с ребятами. Здравствуйте, правильно – я треугольник. и т. д.

Дефектолог – мы узнали все фигуры и они принесли нам подарок! Лото «Геометрические фигуры»

Игра «Найди для предмета форму» (лото «геометрические фигуры»)

Перед детьми раздаточные карточки с изображением геометрических фигур. Педагог показывает карточку с изображением определенной геометрической формы и спрашивает: «Какой формы платок, апельсин и т. д ребенок у которого на карточке есть такая фигура говорит платок – квадратный и забирает карточку себе.

Дефектолог – Какие мы молодцы! Всем предметам нашли свои места, давайте немного разомнемся. Проведем для наших гостей экскурсию по нашей группе. (Музыка фоном)

Физкультминутка «Экскурсия»

Покажите нашим гостям предметы соответствующих форм в группе. Вот стол, правильно он квадратной формы, а вот посмотрите наверх у нас круглые лампы… и т. п.

Усложнение: К предметам круглой формы дети должны подойти на пятках, к предметам квадратной формы — подбежать на носочках, к предметам треугольной формы — на наружных сторонах стоп.

Работа с раздаточным материалом

Педагог показывает детям геометрические фигуры и спрашивает: «По какому признаку сгруппированы эти фигуры?»

—Три треугольника разного цвета одинакового размера.

— Два квадрата разного цвета одинакового размера.

—Три круга разного цвета разного размера.

Игра «Сложи фигуру»

Дефектолог — Ребята посмотрите наши гости, геометрические фигуры, принесли нам красивые картинки. Картинки нарисованы м помощью геометрических фигур. (дети рассматривают картинки и говорят что изображено) Давайте сложим эти картинки из фигур (напольная мозаика)

Дети играют с напольной мозаикой.

Геометрические фигуры

Я приглашаю вас на тур,

Заглянем вместе в мир фигур:

Представить их я буду рад.

Итак,смотрите: это круг,

Немало есть кругов вокруг:

Монета — круг, и блюдце — круг,

И солнце на картине — круг.

Прямоугольник с виду прост,

Его построить — не вопрос,

И он совсем не виноват,

Что не сложился как квадрат.

А вот — квадрат. Он очень рад,

Что сложен словно на парад,

Красив и строг: ведь у него

Равны все стороны его.

Одни углы его острей,

Другие, так сказать, тупей,

Но сам он — легче и стройней.

Про треугольник что сказать?

Его не сложно описать,

Он как подобие крыла:

Три стороны и три угла.

Два треугольника — и вот,

Имеет крылья самолёт.

Два круга взять — велосипед

Или очки, что носит дед.

Весь мир устроен из фигур,

Лишь присмотритесь — я не лгу

Дома, машины, люди, звери,

Столы, картины, окна, двери,

Пруды, каналы и поля

И в целом вся наша Земля.

Вот и окончен первый тур

По изучению фигур.

Как сделать аппликацию из треугольников

Материалы для выполнения аппликации:

  • листы цветной бумаги (двух цветов, например – красный и желтый),
  • плотные листы белой бумаги,
  • клей (клеящий карандаш для малышей),
  • кисточки,
  • ножницы (для взрослого).

Аппликация из треугольников “Рыбка”

Для детей, которые не могут самостоятельно вырезать, родитель (воспитатель) вырезает по шаблону из цветной бумаги геометрические фигуры – треугольники. Треугольники будут разного размера. Каждому ребенку (в саду) раздают коробочки с вырезанными цветными деталями, лист белой плотной бумаги, клей. Детям следует показать образец, чтобы они знали какую аппликацию они будут выполнять на занятии

Нужно обратить внимание на фигуру (сказать, что это треугольники), размер деталей (попросить найти маленькие и большие), спросить какого цвета детали у них в коробочках. После этого нужно рассказать что аппликация эта непростая

Чтобы она получилась нужно правильно разложить треугольнички на своем листе бумаги

Чтобы дети подумали можно дать им нерасчерченные шаблоны. Если времени на это задание нет, то нужно показать шаблоны по которым дети соберут фигурку. Пусть ребенок сам выберет шаблон. Можно даже предложить детям собрать по очереди все шаблоны (без клея, просто размещая треугольники на бумаге). Это один из уроков на логику. После того как шаблон рыбки выбран, воспитатель показывает как намазывать клеем треугольники цветной бумаги и как правильно прилеплять их к листу белой бумаги (строго по центру чтобы было красиво). Часто дети начинают приклеивать треугольники, не разложив сначала всю фигуру – в итоге хвост или плавнички рыбки вылезают за края листа.

7. Родитель (воспитатель) обязательно должен не только похвалить ребенка за выполненную работу, но и указать на ошибки (если таковые имеются). 8. После просушки работу можно поставить на выставку или на полочку в комнате ребенка.

Аппликация из треугольников “Елочка”

Эта аппликация похожа на вышеописанную, но несколько сложнее. Детали приклеиваются в определенной последовательности и с перекрытием.

Материалы для выполнения аппликации:

  • листы цветной бумаги (двух цветов – зеленый и коричневый),
  • плотные листы белой бумаги,
  • клей (клеящий карандаш для малышей),
  • кисточки,
  • ножницы (для взрослого).

Родитель (воспитатель) как и в аппликации “Рыбка” вырезает треугольники из цветной бумаги и раздает их ребятам. Перед занятием детям следует показать готовую работу, сказать какая она красивая и интересная

Далее нужно обратить внимание детей, на то, что эта аппликация с хитростью. Чтобы получилось красиво, нужно приклеить треугольники с перекрытием

Дети раскладывают треугольники на листе самостоятельно

Взрослый объясняет в каком порядке следует наклеивать фигурки, чтобы получилась красивая елочка. Дети по шаблону наклеивают треугольники на белый лист бумаги (взрослый корректирует работу, помогает исправить ошибки). Обязательно в конце занятия нужно похвалить ребенка. Готовые работы высушиваются под прессом, а потом выставляются на выставке.

Аппликации из геометрических фигур

А вообще аппликации можно делать из любых геометрических фигур. Треугольники мы уже разобрали, но есть много и других фигур: круги, квадраты, прямоугольники, ромбы. Давайте вместе с детьми попробуем собрать веселые аппликации по готовой схеме.

Вот мальчишкам больше нравятся поделки с самой разной техникой и машинками. Попробуйте предложить малышам – мальчикам аппликации с подъемным краном, машинкой, паровозом, корабликом или ракетой.

Все, что требуется от родителя – это распечатать на листочке бумаги шаблон. Малыш по образцу вырезает детали и наклеивает их на основу. Картинку можно дополнить надписью или раскрасить фон цветными карандашами или фломастерами.

Я знаю детей, и сразу вас предупрежу – если такие развивающие занятия понравились ребенку, то одним шаблоном вы не отделаетесь. Лучше сразу распечатать несколько.

Девочки тоже не останутся без аппликаций. Им можно предложить шаблоны для аппликации с животными. Технология выполнения таких аппликаций не отличается от вышеописанного варианта для машин. Распечатываете шаблон, ребенок вырезает из бумаги геометрические фигуры и наклеивает их на контур. В итоге красивая и занимательная аппликация с мышкой, лисой, белочкой, лошадкой и другими зверями.

Не забывайте, нужно не просто вручить ребенку картинку и н6ожницы с клеем. Обязательно повторите названия геометрических фигур, а заодно и цветов. Помогите и подскажите малышу, если он забыл как называется фигура. Вот тогда ваши занятия будут настоящим развивающим творчеством.

Занятия геометрической аппликацией из простых фигур (треугольников) доступны и просты. Поверьте, эти занятия придутся по душе ребятам.

Зачем изучать геометрические фигуры с малышом?

  1. Геометрические формы встречаются нам повсюду, их можно разглядеть в большинстве окружающих нас предметов: мяч круглый, стол прямоугольный и т.д. Анализируя сходство окружающих предметов с геометрическими фигурами, ребенок замечательно тренирует ассоциативное и пространственное мышление.

  2. Изучение геометрических фигур полезно для общего развития малыша, расширения его знаний об окружающем мире. Если знакомить ребенка с формами в раннем возрасте, в школе ему придется гораздо проще.
  3. На умении отличать геометрические фигуры основано множество интересных развивающих игр. Это конструирование, игры с , мозаикой, математическим планшетом, блоками Дьенеша и т.п. Поэтому изучение форм в столь раннем возрасте будет способствовать дальнейшему успешному развитию ребенка.

Итак, игры для изучения и закрепления знаний о геометрических фигурах:

Ход занятия:

Занятие проводится в группе. На доске прикреплена карта-лабиринт страны Сообразилии. На столах у детей приготовлен раздаточный материал. Дети с воспитателем на ковре.

Воспитатель.

Ребята. Сегодня я вас приглашаю в путешествие по стране Сообразилии. По ней могут путешествовать те, кто любит отгадывать и загадывать загадки, решать сложные задачи и головоломки, играть в игры, в которых необходимы ум и смекалка. А вы любите такие игры? /да/

Преодолеть все препятствия нам помогут сообразительность, находчивость, внимание и настойчивость. Вы эти качества не забыли взять с собой в путешествие? /нет/. Сейчас проверю

Сейчас проверю.

Игра «Продолжи счет» (прямой и обратный).

Игра «Дни недели» (сколько рабочих и выходных дней).

Игра «Сегодня, завтра, вчера».

Игра «Назови времена года» (сколько времен года и назови их).

Игра «Утро, вечер, день, ночь».

Воспитатель:

Молодцы! Я вижу, вы готовы. А вот и карта страны Сообразилии. В этой стране много занимательного и интересного. Здесь есть горы Логических задач, лес Ребусов и Головоломок, озеро Примеров, дороги Лабиринтов, город Геометрических Фигур. Вот в этот город мы с вами и отправимся. Но дорогу в этот город вам придется найти самим, разобравшись в карте-лабиринте. Много дорог, но к нему может привести только одна. Кто хочет отправиться на поиски первым?

(Дети на карте отыскивают дорогу в город).

Воспитатель.

Правильно. А как вы думаете, кто живет в этом городе?

(геометрические фигуры)

Назовите их.

(Воспитатель предлагает детям разделить геометрические фигуры на две группы: четырёхугольники и фигуры округлой формы)

Воспитатель.

Вы видите две группы фигур. Чем отличаются они друг от друга?

(четырёхугольники и фигуры округлой формы разной величины и цвета)

Воспитатель.

Как вы думаете, что общего есть в этих фигурах? (углы и стороны)

Назовите эти фигуры одним словом? (четырёхугольники).

Правильно. А сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент. Присаживайтесь за столы.

(Дети садятся за столы).

Воспитатель.

Возьмите любой понравившийся вам четырёхугольник и закрасьте его карандашом любого цвета.

Как вы считаете, изменилось ли название фигуры, когда вы её раскрасили?

(нет)

А если эти фигуры увеличить, сделать большими? (На доске воспитатель обводит по контуру фигуру, увеличивая её по размеру)

(нет).

Правильно. Значит цвет и размер не существенные признаки (не главные признаки) для этих фигур.

Как вы считаете, какие главные признаки у четырёхугольника?

(углы и стороны)

А теперь возьмите ножницы и отрежьте у вашего четырёхугольника один угол. Что у вас получилось?

(получился пятиугольник).

Почему эта фигура называется пятиугольником?

Чем отличается пятиугольник от четырёхугольника?

Воспитатель.

Ребята, а жители этого города очень любят заниматься спортом. А вы любите?

/да/

Физминутка.

Нам пора передохнуть,

Как живешь? – Вот так!

Вдаль глядишь? — Вот так!

Ждешь обед? — Вот так!

Машешь вслед? — Вот так!

Как идешь? — Вот так!

Как бежишь? — Вот так!

Как даешь? — Вот так!

Как берешь? — Вот так!

Утром спишь? — Вот так!

А шалишь? — Вот так!

Воспитатель.

Мы продолжим наше путешествие по городу «Геометрических фигур» вот построен новый дом для геометрических фигур (на доске появляется дом). Давайте поможем нашим фигурам найти свои квартиры. Как вы думаете, какая фигура живёт в третьем подъезде на втором этаже?

(зелёный квадрат)

А какая фигура живёт в первом подъезде на третьем этаже?

(красный круг)

А теперь сами помогите фигурам занять свои квартиры.

(Дети выполняют самостоятельно задание к игре «Логические фигуры»).

Воспитатель.

Какие фигуры живут в первом (втором, третьем, четвертом) подъезде

(круги, треугольники, квадраты, прямоугольники)

Фигуры какого цвета живут на первом (втором, третьем) этаже?

(синие, зелёные, красные)

По какому признаку расселены фигуры в доме?

(по цвету и форме)

Воспитатель. .

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Выложи геометрическую фигуру на бархатной бумаге». (Дети выкладывают любую геометрическую фигуру, которая им понравилась способом ниткопись)

Воспитатель.

А сейчас мы с вами поработаем со счётными палочками.

Из пяти палочек постройте два треугольника.

(Дети выполняют задание.)

Воспитатель.

(Ответы детей)

С чего начать изучение?

Для начала можно познакомить ребенка с изображением круга: обвести пальчиками, рассказать, что это. Через день начать искать вокруг себя все, что его напоминает. Если малыш затрудняется, родители должны ему помочь. Следующие фигуры изучают аналогично.

Затем следует объяснить ребенку, что объемные фигуры похожи на плоские (квадрат – на кубик, круг – на мяч). Пусть попробует соотносить их, находя аналогии вокруг себя. Для этого полезно показывать малышу плоское изображение, прося достать из мешочка такой же предмет, но объемный, а также искать «спрятавшиеся» фигуры на прогулке, при чтении книг или просмотре мультиков.

Хорошо помогает закрепить полученные знания специальное «геометрическое» лото: карточки с геометрическими фигурами, которые нужно располагать по местам на игровой карте. Лото можно изготовить самостоятельно. Для начала карточки берут одноцветные. Позже можно добавить другие цвета – так сложнее найти нужную пару.

Также этому способствует тактильное воссоздание заданной формы: рисование, лепка, выкладывание из разных предметов, вырезание, мозаика, аппликация. По мере освоения все новых фигур аппликации могут становиться более сложными: не просто квадратики на квадратном листе или круги на круглом, а целые картины, состоящие из разных фигур. Создавая их, нужно проговаривать, какая фигура какой частью композиции будет служить (круг – солнцем или колесом, треугольники – елочками, крышей и т. д.).

Общие рекомендации родителям

Геометрия для малыша – это неоднозначный предмет, так как фигур много, а способов их изучения еще больше. Чтобы у маленького ученика не было «каши в голове», родителям стоит выбрать не более 5 методик обучения, которые будут чередоваться время от времени. Процесс изучения фигур не должен длиться дольше 10 минут подряд, так как малыш быстро утомится и будет часто путаться. Борьба с усталостью не принесет ничего хорошего ни взрослому, ни ребенку.

Чтобы фигуры геометрические не становились страшными монстрами для детей, не стоит сразу рассказывать обо всех возможных формах. Начните с круга

Рисуйте его пальцем на ладошке малыша, рассказывайте ему о теплом солнышке, обращайте внимание на форму тарелки за обедом. Когда малыш легко запомнит, что такое круг, переходите к изучению другой фигуры

Например, расскажите маленькому непоседе о квадратной коробке. Всегда сравнивайте знакомые фигуры геометрические с новыми предметами, которые вы принесли для детей. Постоянное возвращение к этой теме поможет взрослому уяснить, какие формы предметов малыш хорошо запомнил.

Каждый ребенок гениален. Главная задача родителя – помочь ему это узнать и признать. В первые годы жизни ребенок готов к интеллектуальному подвигу, поэтому взрослым нужно мягко и аккуратно способствовать развитию его естественных способностей. Делайте процесс знакомства с геометрическими фигурами творческим и интересным. Не требуйте от ребенка невозможного! Всегда давайте ему пространство для фантазии.

Для деток 4 класса

В ходе изготовления аппликаций из геометрических фигур для детей, которые ходят в 4 класс, ребята научатся четко размечать детали по шаблону, собирать отдельные геометрические фигуры в полноценный образ.

Для начала детям нужно подготовить рабочее место и приготовить все необходимое для изготовления аппликации.

Посмотрите, все ли у вас готово к уроку? Нам понадобится: цветная бумага, картон, клей; линейка, карандаш, ножницы, ластик, кисть; баночка для клея, салфетка, клеенка.

В такой очередности нужно действовать для изготовления аппликации:

  1. Готовим основу;
  2. Переводим и вырезаем детали по шаблону;
  3. Составляем аппликацию.

Приступаем к работе аппликации из геометрических фигур «Кошки-мышки»:

Вот такие детали нужны для мышек и сыра. Шаблоны для них несложно сделать. Вырезать тоже. Но очень интересно из простых геометрических фигур составлять такую красоту.

Далее переходим к котику. Вот такие детали необходимы для изготовления кота. Как вы видите, среди материалов есть фломастер, с помощью которого детки могут реализовать свою фантазию и нарисовать неповторимую мордочку котику.

Наша чудесная работа готова.

Есть еще очень множество идей аппликаций для деток. Например, такой вот прекрасный кораблик. Его можно сделать по схеме ниже.

Интересной идеей является гирлянда из геометрических фигур. Ее можно сделать в виде открытки и поздравить с ней кого-то с праздником.

Очень крутой идеей для деток 4 класса будет аппликация из геометрических фигур на свободную тему, то есть по эвристическим методам. Это делается очень просто.

На белой бумаге печатают самые разные фигуры, разных размеров. Потом их вырезают. Затем берут картон темного цвета и клеят на него все эти фигурки так, чтобы получился какой-то определенный рисунок. Это отлично развивает моторику рук, так как фигурок для вырезания много, и фантазию, потому что деткам нужно придумывать образы самим. Фигурки одинаковые, а аппликации у всех совсем разные. В этом и фишка. Ниже представлены примеры работ:

Геометрические фигуры и формы — Открытое занятие по ФЭМП «Геометрическое путешествие»

Публикация «Открытое занятие по ФЭМП «Геометрическое…»
Цель: 1.Образовательная: — Создать условие для закрепления знаний о фигурах (круг, квадрат); учить отвечать на вопрос один, много. -Закреплять умение выделять величину, форму как особые свойства предметов; Задачи: — Продолжать учить детей вести диалог с воспитателем; слушать и…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Настенное наглядное пособие «Геометрические фигуры. Эмоции»
Несколько лет назад я начала изготавливать из пенопласта наглядный материал, оформлять группу, зал к праздникам. Его можно купить в строительных магазинах или просто взять из упаковок крупногабаритной техники, мебели. Пенопласт удобно резать канцелярским ножом (один раз попался…

Комплексное развитие малыша. Знакомство с геометрическими фигурами (фотоотчет о занятиях)
В числе первых занятий моего курса было «Знакомство с геометрическими фигурами». Целью занятий было сформировать первичные представлений об основных свойствах предметов — форме, цвете, величине. Дети охотно знакомились с различными геометрическими фигурами, обследовали форму,…

Конспект занятия по ФЭМП «Геометрические фигуры»
Конспект занятия по ФЭМП Тема: «Геометрические фигуры» Цель: Создавать условия для уточнения и обобщения знаний детей о геометрических фигурах. Задачи: — Содействовать развитию умений узнавать и называть геометрические фигуры, выделять основные признаки геометрических фигур:…

Статья «Конспект занятия по ФЭМП «Геометрические фигуры» в средней…»
Конспект по ФЭМП «Геометрические фигуры» Цель: Упражнять в умении определять геометрические фигуры. Демонстрационный материал : магнитная доска, к ней модели геометрических фигур (3 круга, 3 квадрата, 3 треугольника разных размеров и цветов. Раздаточный материал: конверты на…

Конспект урока геометрии в 7 классе «Вычисление длины высоты и биссектрисы треугольника»
Тип урока Урок изучения нового материала. Формируемые результаты Предметные: ознакомить с методами вычисления длины высоты и биссектрисы треугольника. Личностные: формировать ответственное отношение к получению новой информации, готовность к саморазвитию и самообразованию на…

Конспект занятия для детей с РАС по системе «Круг»
Занятие «Кукла-грязнуля» 1. Приветствие «Здравствуйте, ладошки!» Сегодня к нам в гости пришла кукла. Что-то она прячется. Давайте ее позовем, скажем: «Кукла, заходи». (Вносится кукла. Ой, а что это с куклой? Дети, вам нравится эта кукла? А почему не нравится? Кукла грязная,…

Конспект занятия по ФЭМП (геометрические фигуры) в группе раннего возраста
Цель: Формировать умение производить действия с предметами- обводить форму предмета ,катать,ставить. Задачи: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ- Учить различать геометрические фигуры. РАЗВИВАЮЩИЕ- Развивать мышление ,мелкую моторику рук. ХОД ЗАНЯТИЯ: Показать детям карточки с геометрическими…

Страницы:

Принцип освоения фигур

Геометрические фигуры для детей в разном периоде усваиваются неодинаково. Зная возрастные особенности, вам будет проще подобрать подходящую методику и научить новым понятиям.

Первым для изучения выберите круг. Когда ребенок хорошо его усвоит, переходите к следующему этапу. Обыграйте ситуацию, когда в гости к малышу пришел большой круг. Обведите пальчиком ребенка кружок, потрогайте ладошкой, сделайте на ее основе аппликацию, добавив круглые глазки и носик.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие развивающие кружки для детей от 3 лет

Объемные фигуры будут вполне уместны при изучении форм. Так у ребенка будет задействован еще один сенсорный орган. Кроха всегда сможет потрогать предмет, сделать с ним некоторые манипуляции: построить башню, бросить, убрать в коробку. Такой многогранный способ ознакомления с новым понятием будет очень эффективным, потому что дети в этом возрасте познают окружающий мир через наглядно-действенное мышление.

Цвет и размер для начала желательно выбрать один и тот же. Пусть все изучаемые понятия будут, к примеру, красными, тогда у ребенка не возникнет проблем с восприятием нового, он не будет отвлекаться на цветовые и размерные различия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов

Формирование представлений детей дошкольного возраста о геометрических фигурах и форме предметов посредством развивающих игр в рамках ФГОС ДОО

Консультация для родителей на тему «Особенности формирования представлений о геометрических фигурах и форме предметов у дошкольников».

Развитие представлений детей о геометрических фигурах и форме предметов для разновозрастных групп

Развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов детей дошкольного возраста.

Статья «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста посредством логических игр»

Поделки для самых маленьких

Изучение геометрических фигур в процессе игры является очень увлекательным, поскольку ребёнку проще запоминать формы, а также цвета в результате игрового процесса. Создание заготовок для таких поделок не занимает много времени, что очень удобно даже для работающего взрослого человека.

Кроме того, потребуются клей или клеевой карандаш, а также кисточка и ножницы.

Для самых маленьких можно использовать простые композиции. К примеру, можно создать картину, где из прямоугольных полосок будет получена трава, из нескольких полукругов сделана божья коровка. Украсить такое насекомое можно кружками, имитируя точки на спине. Создание этой картины увлечет малыша, а также порадует родителей своей простотой.

Как объяснить детям геометрические фигуры | Дошколенок

Основы геометрии дети осваивают в 3-4 года. К 5 годам они должны уверенно различать и показывать круг, овал, треугольник, квадрат, ромб. Соответственно они должны понимать, что такой угол и различать величину предмету, высоту и ширину предметов, и рисовать их на бумаге.

1. Сравнивая разные характеристики окружающих предметов, находя сходство и различия, ребенок развивает свои аналитические способности, учится пространственному мышлению.

2. Знание основ геометрии полезно для общего развития ребенка, расширения его кругозора и расширения словарного запаса.

3. Без знания геометрических фигур ребенок не сможет добиться успеха и в других видах деятельности: конструирование, рисование.

Знакомить малыша с формами можно различными способами, но, пожалуй, самый интересный и эффективный — в игровой форме.

Нас окружают самые разнообразные фигуры, большинство из них имеют четкую геометрическую форму хотя бы одной поверхности. Уметь различать формы предметов — это большой прогресс для малыша. Именно для этого предназначена игра с карточками.

Как играть?

Для начала разрежьте карточки и разложите по отдельным конвертам. Игр с карточками несколько.

1. Разложи правильно

Начните с двух фигур. Например с треугольника и круга. Перемешайте карточки с этими фигурами и предложите малышу разложить их в 2 стопки по фигуре. Для первого занятия достаточно по 3 картинки. Затем количество картинок увеличивайте.

Постепенно прибавляйте фигуры. Не усложняйте задание, пока ребенок не справляется с предыдущим.

2. Что лишнее?

Выберите 5 карточек. Например, 4 квадратные фигуры и 1 овальную. Выложите их перед малышом и предложите малышу убрать лишнюю картинку. Это игра развивает глазомер, внимательность, логическое мышление и память.

3. Найди похожее

С детками от 3 лет уже можно играть в аналогии. Дайте ребенку в руки карточку с круглой фигурой и предложите поискать в доме похожие по форме предметы. Например, часы, зеркало, тарелку, рисунок на одежде, светильник и так далее. То же самое проделайте и с другими фигурами.

4. Игры с иллюстрациями

В детских книжках всегда много иллюстраций. Особенно подходят для этой игры сюжетные картинки.

Рассматривая книжку с картинками, предложите малышу найти, к примеру, все прямоугольные или овальные предметы на картинке: детская песочница, окно, стол и так далее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector