Учим ребенка разговаривать

Содержание:

Во сколько месяцев дети готовы освоить навык?

Все родители с нетерпением ждут, когда же наконец заговорит их малыш и хотят, чтобы их речь развивалась правильно и в нужный момент. Поэтому самым актуальным вопросом всех родителей является «В каком возрасте дети начинают говорить?».

Малыши начинают говорить в любом возрасте и даже, если вы спросите у педиатра, то однозначного ответа не получите. Если начинать развитие речи с первых дней жизни младенца, то ваш малыш заговорит уже в год.

Абсолютно здоровые дети могут разговаривать в разное время — в среднем от 1 года до 3 лет. Самыми первыми словами являются, чаще всего, «мама» и «папа», а также другие простые слова, типа « дай», «иди», и так далее. Четкой возрастной границы возникновения речи у детей не существует. Так считает большинство специалистов.

Когда новорожденный произносит слоги?

Примерно, с 5-8 месяцев младенец начинает лепетать и произносить первые слоги.

В этом возрасте ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога.

В этот период с детьми надо как можно больше разговаривать, тем самым пополняя его пассивный словарный запас, которым он вскоре начнет пользоваться.

В каком возрасте должен начать произносить первые слова осознанно?

Все дети развиваются, конечно же, индивидуально. В возрасте от 10 до 12 месяцев ребенок начинает уже осознанно произносить первые слова. Обычно это односложные слова либо слова из повторных слогов.

Когда малыш начинает осваивать слова мама и папа?

Ребенок очень быстро развивается и растет, уже очень много освоил, начал произносить звуки, слоги. Но когда же он произнесет долгожданное «мама», «папа»? Обычно это происходит в возрасте 1 года, но отметим, что это приблизительная цифра и все дети индивидуальны и развиваются по-разному.

Готов к фразам и предложениям?

После того, как лепет заменил первые слова, следующим этапом развития речи ребенка является развитие словаря. Носителем смысла в этот период является не упрощенное слово, а интонация и ритм. Понять,что хочет сказать малыш, можно только в конкретной ситуации, в которой происходит общение и помогает этому ему активные жесты и мимика.

Родителям на данном этапе необходимо постоянно разговаривать с ребенком, читать сказки, стишки, вести активные речевые игры, для того, чтобы заполнить словарь ребенка от и до.

Также делать акцент на ударные слоги и для того, чтобы ребенок мог видеть движение губ четко и широко открывать рот. Правильная артикуляция является очень важным моментов в развитии речи ребенка. Составлять предложения из трех-четырех слов ребенок учится до 3 лет. А в три года уже сформировывает вопросительные предложения и в его речи появляются прилагательные и наречия.

Причины для беспокойства

Не следует пускать формирование вербальных навыков на самотек, чтобы к школьному возрасту у ребенка был необходимый запас слов и знаний. В случае возникновения ситуаций, когда необходима помощь специалиста, не стоит отказываться от нее и пытаться самим выровнять ситуацию. Итак, поводами для беспокойства должны стать такие моменты:

  • Непонимание ребенком 1 года, что к нему обращаются. Также кроха не может показать пальчиком на свою маму, когда его просят об этом.
  • Полное отсутствие речи в два года.
  • Невозможность произнесения элементарных фраз трехлетним малышом («мама, дай», «хочу пи-пи»).
  • Повышенное слюноотделение после 3 лет.
  • Неумение улыбаться или высунуть язык.
  • Упрощение слов ребенком 3 лет (машина — «би-би», пить — «пи», конфета — «кета»).
  • Искажение слов до неузнаваемости после 3 лет.
  • Гнусавое произношение слов или фраз.
  • Нехватка воздуха. Малыш добирает его во время произношения фразы.

Кроме всего прочего, для стимулирования вербальных навыков у ребенка не нужно разрешать ребенку наблюдать за чужими играми на компьютере, включать планшет мультиками и окружать его игровое пространство другими устройствами, в которых он становится не активным участником, а пассивным наблюдателем. Залогом развития речи ребенка является постоянное общение, развивающие игры и увлекательные занятия. Если после нескольких месяцев занятий не видно никаких результатов, нужно обратиться за помощью к специалисту.

Стадии

Если рассматривать развитие речи ребёнка по месяцам, можно выделить несколько этапов:

  • Крик. С момента рождения до 6-8 месяцев.
  • Гуление. От 2 до 5 месяцев.
  • Лепет. От 6 месяца до года.
  • Первые слова. До двух лет.

Эти стадии развития речи весьма условны. Это значит, что они могут сдвигаться на несколько недель-месяцев. Тем не менее, именно эта классификация позволяет заметить, если развитие ребёнка отличается от нормального.

Доречевая

У новорождённых уже есть определённые голосовые реакции – крик, кашель, чихание, зевание. Иногда к концу первого месяца дети начинают издавать отдельные гортанные звуки – что-то вроде «аэ». Период крика длится около трёх месяцев. Именно в это время закладываются основы протоязыка. Детки усваивают мимику, жесты, различные манипуляции и т.п.

На втором месяце жизни ребёнок гукает и повизгивает, если ему что-то нравится. Появляется дифференциация крика зависимо от эмоции, которую он показывает. Гуление является частью комплекса оживления, и звуки, которые издают малыши в этот период: «ги», «ге», «эге», «агу». Естественно, звуки не учитывают коррелированность, константность, релевантность и т.п. На третьем месяце ребёнок начинает произносить интонационные звуки.

На пятом месяце появляется лепет

На этом этапе очень важно, насколько развит уровень слухового восприятия. Начинают проявляться особенности речевых звуков и слогообразование – ребёнок произносит слоги вроде «ма», «ба», «па» и т.п

Изначально эти конструкции нестабильны – имеют разную длительность, заменяется последний сегмент (ма-ма-ма-бу).

Предослова появляются в 7 месяцев. Это замкнутая последовательность слогов, объединённых акцентуацией. Звуки обретают константность, ребёнок реагирует на своё имя и вслушивается в речь окружающих.

Предметно относимые звуки. Образуются к восьми месяцам. Малыши способны понимать отдельные, часто произносимые словосочетания. Может найти взглядом знакомый предмет, если его попросит взрослый. К 9 месяцам в пассивном словаре ребёнка может быть несколько коротких фраз.

Несмотря на свою невербальную природу, именно протоязык является базой для формирования интеллекта и до двух лет активно используется детьми.

Дограмматическая

Когда ребёнку исполняется первый год, его речь, как правило, уже включает свои первые чётко произносимые слова, вроде: мама, папа, баба. Что касается понимания слов, то малыш, переживающий догматическую стадию, уже понимает около 30 слов. Его первые слова имеют полисемантическую природу – то есть звучат одинаково, но обозначают самые разные понятия/вещи. Дети испытывают трудности при произношении звукового сигнала, потому понять, что они говорят, трудно. Но благодаря постоянному повторению это постепенно исправляется.

Где-то за три месяца до полутора лет рост словаря замедляется, зато дети продолжают осваивать интонационно-ритмические составляющие речи. Благодаря этому звуки перестают уподобляться. Ребёнок прислушивается к речи взрослых, и старается уподобить свою речь к услышанному. Но обычно каждое произносимое слово может обозначать целое предложение. Речь ситуативная и эмоциональна (дети могут очень громко кричать и жестикулировать).

К двум годам ребёнок продолжает развивать словарь, включая в него двух- и трёхсложные слова. Сначала говорит слог, на который падает ударение, потом предударный слог и безударный. В итоге большинство слов разобрать очень сложно. Относительно грамматики правильно произносить слоги дети начинают, когда их словарный запас составляет от 50 слов. Здесь начинается следующий этап развития речи.

Усвоение грамматики

Данный этап дети начинают проходить где-то с двух лет. До 2 лет и 2 месяцев детки проходят стадию аграмматизма, когда говорят, не оформляя свою речь грамматически. Далее малыши начинают выделять морфемы и образуют слова, правда, по аналогии с теми, которые уже знают. Предложения становятся трёх- и четырёхсловными. Ребёнок начинает рассказывать обо всём, что видит, рассказывает о своих желаниях и переживаниях. В общем, говорит о многом, но не всегда понятно.

От 2 лет и 3 месяцев до 3 лет ребятки развивают служебный словарный запас. Дети строят предложения из 3-4 слов, а знакомые слова могут употреблять в нескольких грамматических формах. Речь детей качественно видоизменяется благодаря включению в игру. Она становится связной и понятной.

С 3 до 7 лет развивается словарный запас, когда в речи ребёнок может использовать до четырёх тысяч слов. Формируется чувство языка и грамматические навыки. Совершенствуется произношение.

Эти периоды индивидуальны, но у большинства детей развитие речи происходит именно так.

Когда родители должны «бить тревогу» и обращаться к логопеду?

Если ребенок не может освоить произношение звуков в течение длительного времени, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Поскольку существуют случаи, когда неспособность выговаривать те или иные буквы объясняется физиологическими особенностями ребенка. Так, неправильный прикус может стать причиной картавости или шепелявости. В таких ситуациях врач может назначить специальные упражнения или хирургическую операцию, в зависимости от причин речевых трудностей. Также логопед как профессионал может найти другие причины плохого произношения и работать с ними на более серьезном, нежели родители, уровне.

Переходим к практике

Если вы задумались о том, как научить ребенка говорить в год, будьте готовы к кропотливой работе. Стоит еще раз повторить: не сюсюкайте с ребенком, это только замедлит процесс формирования словарного запаса и приведет к тому, что малыш будет неправильно запоминать произношение слов.

Что касается конкретных шагов, направленных на развитие речи, можно выделить основные направления: массаж, гимнастика для артикуляционного аппарата, отработка произнесения звуков, скороговорки, речевые игры. Все занятия лучше проводить в игровой форме, не перетруждая и не принуждая малыша.

Массаж лица

Его выполняют для нормализации тонуса лицевых мышц, подготовки их к произнесению звуков. Проводить его следует циклами по десять-двадцать сеансов, после чего делают перерыв на месяц и повторяют цикл. Если ребенок болен, появился герпес или конъюнктивит, процедуры переносят.

Первые сеансы не должны длиться дольше двух минут, постепенно время можно увеличить до четверти часа. В домашних условиях массаж начинают с поверхностных поглаживаний, потом делают их более глубоко, с нажимом. Также применяют растирания. Завершать сеанс тоже следует поглаживаниями.

Направления массажных движений

  • от средней линии подбородка к ушным мочкам;
  • от уголков рта к уху;
  • от носа к уху;
  • от носа к углам рта;
  • от середины верхней губы до уголков рта, а оттуда – к середине нижней губы;
  • от шеи к ушам (от середины).

Также можно делать похлопывания губ, их поглаживание, вибрацию – обязательно с закрытым ртом.

Артикуляционная гимнастика

Такие упражнения позволяют развить и укрепить артикуляционный аппарат.

  • С года можно предлагать ребенку задуть свечку или подуть на одуванчик, сдувать бумажных бабочек или листочки с поверхности стола. Также бабочек можно прикрепить на нитке, чтобы они «летали». Дуть на них следует не дольше десяти секунд.
  • Аналогичным образом можно поиграть в «снежинки», сделав их из комочков ваты. Задача малыша – сдуть их с ладошки.
  • С полутора лет можно начинать и гимнастику для языка: пусть кроха открывает и закрывает рот, высовывает язык, проводит им по верхним и нижним зубам, губам, поднимает и опускает кончик. Сопровождайте каждое действие веселым комментарием – так выполнять гимнастику малыши будут охотнее.
  • Поиграйте с ребенком в обезьянок: сядьте перед зеркалом и корчите рожицы: надувайте и втягивайте щеки, доставайте язык, старайтесь коснуться им носа.

Произнесение звуков

Это один из самых проблематичных моментов, особенно если речь идет о «сложных» звуках: шипящих, «р» или «л». Чтобы научить ребенка, необязательно обращаться к логопеду. Учите с ним стишки и потешки, проговаривайте скороговорки, показывайте картинки, на которых изображены предметы, в названии которых есть «проблематичные» звуки: не только в начала слова, но и в конце или середине.

Обязательно выполняйте гимнастику для языка, покажите ребенку, как должен двигаться язычок, чтобы произнести тот или иной звук. Отличным вариантом тренировки станет совместное сочинение сказки про шарик (для звука «ш») или рысь (для тех, кто не умеет «рычать»). Совмещайте занятия с пальчиковой гимнастикой, тренировкой мелкой моторики.

Скороговорки

Выбирая скороговорки для крохи, начните с простых: тех, в которых не слишком много слов. Объясните малышу, о чем идет речь в каждой скороговорке. Не стоит предлагать двухлетнему крохе взрослые варианты, например, про лавирующие корабли или Сашу, идущую по шоссе. А вот понятные и очевидные, например, «У ежа – ежата, у ужа – ужата», наверняка понравятся детям.

Подбирая скороговорки, остановитесь на тех из них, где встречаются «проблемные» для ребенка звуки. Пусть малыш сначала научится произносить нужную фразу медленно, а темп наращивает постепенно.

Отклонения от нормы

К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.

Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.

Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:

  • недоношенные;
  • с очень низкой массой тела;
  • с нарушением слуха или зрения;
  • с гипертонусом мышц;
  • со структурными изменениями мозга.

Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.

Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:

Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.

Как развивается речь

Речь ребенка развивается постепенно, он разбирается в работе своих голосовых связок и начинает учить, как управлять артикуляцией. Груднички общаются с нами посредством крика, призывая нас. Потом, придавая плачу разные интонации, малыш может показать, что именно его не устраивает. Внимательные родители, вслушиваясь в крик своего дитя, могут определить причину его возникновения, ведь малыши капризничают по-разному в зависимости о того, что их беспокоит.

В возрасте 4 месяцев начинается освоение гласных, дети иногда соединяют их с согласными. Малыш подолгу может «гулить», протягивая или отрывисто произнося однообразные сочетания. Это еще нельзя считать осознанной речью, ребенок только начинает пробовать издавать звуки и понимать, как положение губ влияет на результат.

После полугода младенец уже хорошо знает названия окружающих его объектов, но все еще не может произнести осознанно нужные слоги. Он продолжает гулить, к освоенным гласным добавляя новые согласные, и подолгу их повторяет. В 9 месяцев грудничок может произнести «баба», «мама», «ляля», «папа», но пока это не осознанная речь, а просто артикуляционная тренировка малыша. Уже сейчас родители могут пробовать научить ребенка некоторым звукосочетаниям.

Теперь наступает тот момент, когда вы можете ежедневно учить годовалого ребенка говорить новые звукосочетания и называть разные объекты. После года большинство детей начинают выстраивать предложения, состоящие из двух слов. При этом произношение у малышей, конечно же, далеко от идеала, но внимательные родители способны построить с ребенком общение и научить говорить.

«Словарный запас» детей пополняется с невероятной скоростью, годовалый ребенок пытается назвать все объекты, окружающие его, сокращая количество звуков в словах до освоенного набора. Артикуляция малышей пока не готова к сложным звукосочетаниям, поэтому их речь состоит в основном из «обрезанных» слов с открытыми слогами. Слово «мяч» дитя сократит до «мя», «иди» будет произноситься как «ди». Ваша задача — научить малыша говорить наименования полностью, не обрезая их до ударного слога.

В полтора года дитя не только осваивает правильное произношение слов, но и может изменять их формы по падежам и числам. К двум годам дети должны знать около 100 слов и активно пользоваться ими в своей речи.

Конечно же, эти сроки являются средними, и каждый ребенок индивидуален. У тех родителей, которые регулярно разговаривают и занимаются со своими малышами, дети начинают говорить даже раньше.

Несколько практических советов

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания.  Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Активно читаем и слушаем сказки

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Музыка – еще один помощник

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Не поощряйте лепет и автономную речь

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке

Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Расширяйте активный и пассивный словарный запас

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать

То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Обсуждайте и задавайте вопросы

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Стимулируйте мелкую моторику

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Примерные сроки формирования речи:

До 1 года: в первые месяцы ребенок кроме гласных звуков ничего произносить не умеет. Далее к гласным звукам прибавляются парочку согласных. «Гуканье» становится более осознанным, есть определенная привязка к предметам и людям.

От 1 до 2 лет: все так же в речи преобладают слоги, ближе к двум года может появится пару слов, вроде «мама», «баба», «папа». Не стоит ждать много от ребенка на этом этапе. Ведь зачастую ребенок просто не хочет говорить, ему хватает уровня слогов. Проверить это легко – берете какую-нибудь книгу с картинками, которую вы частенько разглядывали с ребенком, и спрашиваете его, где, например, здесь солнце? Если ребенок сразу покажет на солнце, значит он все понимает, знает как произносится это слово и что оно означает.

3 года: вот здесь-то и начинается самое вкусное. Ребенок начинает говорить. Причем не просто произносить отдельные слова, а пытается вложить в них смысл интонацией. Начинает задавать простейшие вопросы, вроде «где?», «как?» и т.д. Именно в три года у большинства начинается стремительное развитие речи.

Не нужно брать перечисленные выше сроки за идеал – это всего лишь обобщенные данные. Поэтому не стоит на ранних этапах (до двух лет) требовать от ребенка пересказать Шекспира в оригинале или вести диалог с вами на равных. Каждый человек уникален в своем роде и каждый развивается по-своему.

Правило 4. Играйте в «дурацкие» игры

Малыш учится в процессе игры с предметами взаимодействию с окружающими. Чем веселее этот процесс, тем ярче запоминаются слова и фразы, которые звучат в процессе игры. Ведь так и у взрослых, чем больше эмоций вызывает у нас то или иное событие, тем ярче оно запомнится.

Поэтому играйте и дурачьтесь, делая небольшие паузы между «сетами» внутри одной игры — так вы дадите малышу пространство, чтобы побудить вас продолжать, используя слова или жесты.

Веселая игра снимет излишнее напряжение и стеснение перед использованием речи, снизит тревогу ребенка перед просьбами сказать или повторить что-либо. И поверьте, чем более эмоциональным вы будете, тем лучше включится ребенок.

Как научить ребенка говорить: упражнения для развития речи

Не стоит затягивать долго с развитием речи у ребенка. Приблизительно к полутора годам кроха может говорить отдельными словами, к двум годам – сформированными фразами. Не дожидайтесь, пока ребенок заговорит самостоятельно, разговаривайте, играйте словами. Простые упражнения помогут научить ребенка говорить звуки: а,и,о,у.

  • Упражнение «Бегемотик». Показываем ребенку, как бегемотик широко открывает рот. Затем закрываем рот. Просим ребенка повторить.
  • Упражнение «Поцелуй маму». Показываем, как вытянуть губы трубочкой, затем возвращаем в исходное положение.
  • Упражнение «Где наши зубки?». Показываем зубы, растягивая губы в улыбку.
  • Упражнение «Прогулка». Высовываем язык, производим движение языком вперед и назад, а также в разные стороны.
  • Упражнение «Надуй щеки». Попеременно надуваем и втягиваем щеки.
  • Упражнение «Птенчики». Открываем рот, высовываем язык. Говорим «Ам!» Закрываем рот. Тренируем произношение «а».
  • Упражнение «Улыбка». Произносим «и», растягивая губы в улыбке.
  • Упражнение «Шарик». Округляем губы, как будто держим шарик, произносим «о», тянем звук.
  • Упражнение «Мишка». Открываем рот, опуская нижнюю челюсть, протягиваем звук «э-э-э» как мишка.
  • Упражнение «Слоник». Начинается с повторения упражнения «Поцелуй маму», тянем звук «у-у-у-у».
  • Упражнение «Зайка». Учит произносить звук «Ф». Верхнюю губу немного приподнять. Нижняя губа касается верхних зубов. Произносим звук, выпуская воздух через верхние зубы.
  • Упражнение «Ветер». Учит произносить звук «В». Выполняется так же, как предыдущее, но с использованием голоса.
  • Упражнение «Рыбка». Тренируемся произносить звук «П». Беззвучно, как рыбка, смыкаем и размыкаем губы с напряжением.
  • Упражнение «Голосок». При помощи голоса, учимся говорить звук «Б». Выполняется так же, как предыдущее упражнение.  Для контроля можно положить пальцы на гортань, чтобы слышать, как дрожит горло.

Как научить ребенка говорить л

Некоторым детям не дается произношение буквы «л». Необязательно сразу обращаться к логопеду с вопросом, как научить ребенка говорить букву. Попробуем решить эту проблему самостоятельными занятиями. Чтобы произнести «л», губы надо растянуть, зубы соединить. Язык расположен на верхних зубах, но не плотно, а так, чтобы проходил воздух. Этот тип произношения называется межзубным. Теперь произносим слоги: ла, ло, лу, ли. Если это не получается, попросите малыша легонько несколько раз прикусить кончик языка, а затем произнести: «ла-ла-ла». Если у ребенка не получается, медленно покажите сами.

Как научить ребенка говорить ш

Чтобы произнести звук «ш», надо развести зубы на 4-6 мм, губы слегка округлить. Передний край языка прижать к началу неба, боковые края языка слегка прижать к зубам. Звук пропускается посередине языка. Если ребенок хорошо говорит букву «т», можно объяснить, что теперь язык понимаем к небу и получается «шипение». Потренируйте шипение змеи, слоги ша, шу, шо, ши.

Как научить ребенка говорить р

Буква р достаточно сложная, поэтому иногда вызывает у детей затруднения. Чтобы научить ребенка правильно говорить букву «р», необходимо выполнять упражнения, которые тренируют и развивают речевой аппарат:

  1. Для расслабления мышц языка надо широко открыть рот, кончик языка положить поверх нижних зубов, удерживать 15-20 секунд. Повторить 3 раза.
  2. Чтобы разработать кончик языка, надо широко открыв рот, сильно упираясь языком в передние зубы, произнести букву Д. Выполнять 15-20 секунд.
  3. Для активизации мышц языка, растянуть губы в улыбку и покусывать кончик языка. Повторить 8-10 раз.
  4. Попросите ребенка поцокать языком, показать, как скачет лошадка. Это поможет освоить расслабление связки, которая расположена под языком.

Чтобы научить малыша говорить букву «р», объясните, где должен находиться язык, как его следует прижимать к небу. Потренируйтесь на словах, в которых  твердая буква «р»: кар-кар, рука, рыба. Учите произносить буквы в процессе игры. Пробуйте вместе с ребенком рычать грозно, как тигр.

Если до шестилетнего возраста не удалось научить кроху правильно выговаривать буквы, следует обратиться к логопеду. Специалист разберется, в чем проблема, расскажет, какие упражнения следует выполнять самостоятельно.

Речь ребенка в первый год жизни

С самого первого дня после рождения малыш разговаривает с родителями единственным возможным для него способом – через крик и плач. Таким образом он сообщает о том, что голоден, замерз, расстроен, испытывает чувство страха или попросту скучает и жаждет маминого внимания. Приблизительно к месяцу родители начинают различать голосовые сигналы своего ребенка. Он кричит с разной интонацией в зависимости от того, чего хочет добиться.

Если развитие крохи идет правильно, то в два месяца от роду младенец начнет с удовольствием протягивать различные звуки, пуская при этом пузыри и улыбаясь. Его любимыми звуками становятся гласные: «а», «о», «у». Многие дети в дополнение к ним произносят нечто, напоминающее «гу». Поэтому мы довольно часто слышим от малыша такое милое «агу». Младенец повторяет звуки порой по несколько минут подряд, при этом активно жестикулирует ручками и двигает ножками.

Временной интервал от трех до шести месяцев ознаменован гулением

Кроха начинает повторять простейшие слоги и этот момент родителям важно не пропустить начало развития его речи. В этот период рекомендуется включать малышу песенки, аудиокниги, читать сказки и стишки, а также озвучивать все, что происходит вокруг малыша

Комментируйте все что вы делаете. Не думайте, что кроха еще ничего не понимает, а следовательно не нуждается в объяснениях. Младенцу интересны все ваши слова, особенно если они представляют собой диалог. В возрасте 3-4 месяцев ребенок способен подолгу слушать чужую речь, буквально впитывая каждое слово. А в момент вашего молчания, малыш успешно заполняет паузы в разговоре своим гулением, тем самым проявляя заинтересованность в общении.

Приблизительно с пяти месяцев малыш начинает лепетать. Многие родители различают в этом наборе звуков и слогов знакомые слова и очень радуются высокому уровню развития своего чада. Однако на самом деле это неосознанные звуки и слоги, которые никаким образом не связаны с определенными предметами или людьми.

В семь-восемь месяцев дети обычно уже хорошо понимают разговорную речь. Причем они понимают не только часто повторяющиеся слова, но и целые фразы. К примеру, мамина фраза «пойдем гулять» может вызвать у крохи бурный восторг, а «давай будем кушать» — заставит младенца широко раскрывать ротик. Ребенок способен запоминать названия игрушек, или животных, и при упоминании того, или иного предмета, может найти его глазами.

К году большинство детей уже говорят первые слова. В основном словарный запас состоит из их небольшого количества коротких слов. Средний ребенок свободно владеет пятью-десятью словами и это считается нормой.

Как научить ребенка говорить «мама»?

Каждый малыш растет и развивается по индивидуальному сценарию. Одни дети начинают рано произносить простые слова, другие остаются молчунами и не спешат порадовать близких подобными успехами. Родители замечают, что чадо отличается от детишек знакомых, которые уже вовсю лепечут, и начинают беспокоиться из-за того, что он не перешел на данный этап. Каждая женщина мечтает услышать «мама» и радуется, когда это происходит.

Существуют факторы, которые указывают на готовность маленького человека заговорить в скором времени:

  • Понимание ребенком обращенной к нему речи. Он откликается на собственное имя, реагирует на слова взрослых.
  • Отсутствие нарушений слуха и зрительной функции.
  • Ребенок перестал «агукать» и начал лепетать. Он дает собственные звуковые наименования различным предметам, которые отдаленно напоминают их названия.
  • Во время игры малыш стремится повторять за родителями, выполняет действия, которые ему задали.

Процесс формирования речи напрямую зависит от психического развития и мышления. Женщина и мужчина должны следить за этими важными аспектами. В случае если есть подозрения на определенные проблемы, нужно обратиться к следующим специалистам:

  • педиатру;
  • неврологу;
  • психологу;
  • логопеду.

Если врач успокоил родителей и сообщил, что малыш развивается в соответствии с возрастными нормами и не имеет проблем со здоровьем, мама и папа могут помочь ребенку разговориться. Главное условие — общение. С ребенком нужно много разговаривать, ведь он все понимает. Чем больше внимания уделяется разговорам, тем богаче пассивный словарный запас крохи и тем быстрее он заговорит.

Что нужно делать для того, чтобы малыш научился говорить «мама»:

  • Применять правильные формы слов. Не стоит упрощать процесс обучения словами вроде «би-би» или «ав-ав».
  • Предложения должны быть простыми и при необходимости повторяться несколько раз.
  • Речь мамы должна быть четкой, стоит находиться лицом к ребенку во время общения.
  • Следует создавать иллюзию беседы — задавать вопрос и самостоятельно отвечать на него.
  • Описывайте словами все, что происходит вокруг. Рассказывайте, во что одеваете малыша, куда идете, какая погода за окном и т.д.
  • Исключите фоновые звуки, такие как телевизор или радио.
  • Не используйте соску во время общения с малышом.

Как научить ребенка говорить «папа»?

С мамой ребёнок проводит много времени, а с отцом видится гораздо реже. По этой причине слово «папа» может стать элементом речи ребенка позже. Мужчина должен как можно чаще общаться с сыном или дочкой, когда он дома. Если взаимодействие с малышом происходит редко, оно должно быть эмоциональным и запоминающимся, приветствуются занятия в игровой форме.

Игры, которые помогут быстрее произнести слово «папа»:

  • Шнуровки, перебирание бусин помогают развивать мелкую моторику и ускоряют формирование речи. Любые мелкие предметы в руках ребенка стимулируют речевое развитие, однако стоит быть осторожными и всегда следить, чтобы он не засунул детали в рот и не подавился.
  • Пальчиковые игры, легкий массаж рук. Лучше рассказывать во время таких игр легко запоминающиеся стишки и потешки.
  • Ребенок развеселится, если папа начнет повторять за ним все звуки. Затем он может сам произнести звук и предложить малышу сделать то же самое.
  • Вечером нужно укладывать ребенка спать и читать книги с незатейливым сюжетом. Можно сочинять истории про смелого папу, который поддержит в трудную минуту и защитит.
  • Игра в прятки также поможет ускорить процесс. Папа закрывает лицо ладонями и говорит «где папа?», потом убирает руки и произносит «а вот папа». Маленькие дети любят так играть, это поднимает настроение и укрепляет эмоциональную связь с отцом.

Интересный факт: согласно статистике, дети начинают говорить слово «папа» немного раньше, чем «мама» (меньше 50% всех малышей). Также ребенку проще произносить «дай», «на», «ам». Женщина не должна расстраиваться и принимать это близко к сердцу. Первым малыш произнесет то слово, которое будет проще выговорить. Это не означает, что маму он любит меньше.

Если малыш не спешит произносить слова «мама» или «папа», а сверстники уже вовсю это делают, не стоит переживать раньше времени, лучше получить консультацию грамотного врача. Дети развиваются индивидуально, поэтому вероятно, что скоро ребенок начнет много говорить, особенно если родители стараются чаще с ним общаться и стимулировать речь.

Татьяна Владимировна Швецова, педиатр, клинический психолог

Правило 5. Пойте песенки и не заканчивайте их

Такой прием дает ребенку опыт «речи» еще до того, как он фактически начал говорить. Малыш вставляет слог в знакомую песню и чувствует, что он может говорить, что у него получается. А такой настрой побуждает его пробовать произносить слова снова и снова.

Как все устроить? Вам подойдет хорошо знакомая песенка, которую малыш слышал сто раз. Начните ее петь и неожиданно сделайте паузу перед окончанием слова в строке. например:

«Уточка пошла гулять, в теплом озере нырять,
Плавала по озеру, кря-кря — …
Утка позвала утят, возвращайтесь вы назад,
Четыре утенка пришли домой, ой-ой-…

Если вы будете делать паузы в песенках и сказках регулярно, это послужит отличным трамплином, который подтолкнет ребенка к активной речи.

Не спешите предугадывать все желания ребенка. Для того чтобы попросить у вас что-нибудь, малышу надо как минимум этого захотеть. Если любое желание карапуза заранее предугадано — у него просто нет почвы для «разговора» с вами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector