Что должен уметь ребенок в 2 года: развитие и навыки малыша в этом возрасте

Содержание:

Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

Часто задаваемые вопросы

Что должен уметь ребенок в 2 года?

Все дети растут и развиваются в своем темпе, однако большинство детей в этом возрасте или чуть попозже воспринимают на слух целые предложения, складывают простые пазлы из трех-четырех элементов, фантазируют и умеют бегать. Но не стоит переживать, если ваш малыш пока не проявляет какие-то из этих навыков, ведь он развивается в своем индивидуальном темпе.

Чем кормить ребенка в 2 года?

Примерный дневной рацион ребенка в этом возрасте должен включать в себя три полноценных приема пищи и два перекуса. Старайтесь не давать малышу продукты, которыми он может случайно подавиться, например орехи, карамель, попкорн или хот-доги. Вот что можно предложить ребенку в 2 года:

  • Завтрак: ½ чашки хлопьев с ½ чашки обезжиренного или нежирного молока, 1/3 чашки мелко порезанных бананов или клубники, 1/2 кусочка подрумяненного цельнозернового хлеба с сыром.

  • Обед: ½ бутерброда на цельнозерновом хлебе с кусочком вареного мяса или ломтиком сыра, овощи, например листовой салат, помидоры или авокадо, две-три мелко нарезанных морковных палочки, ½ чашки ягод.

  • Ужин: 60 г вареного мяса с 1/3 чашки вареного риса и 2 столовых ложки вареных овощей.

  • Перекус: четыре крекера с хумусом, 1/2 чашки мелко нарезанных ягод или половинку яблока, порезанного ломтиками.

Какие слова должен говорить ребенок в 2 года?

Ребенок в 2 года обычно умеет строить простые предложения. Его речь становится более понятной и связной, так что теперь его понимают посторонние люди, которые не знакомы с особенностями речи ребенка и придуманными им словами.

Особенности развития речи у детей 2-3 лет

В возрасте 2-3 лет у детей еще не полностью сформирована речевая функция. Еще не совершенны некоторые звуки, сложно даются составные слова, слова со стечением согласных. Отсутствие звуков сказывается на произношении слов. От этого речь детей выглядит невнятной и нечистой. Малыши в этот возрастной период еще не могут в полной мере пользоваться голосовым аппаратом, не способны отвечать на вопросы полным голосом и, если того требует обстановка, говорить тихо. Обычно в возрасте 2-3 лет дети усваивают произношение многих звуков, но у них возникают трудности с шипящими и звуком «р», межзубным и призубным «с», «з». Некоторые малыши заменяют шипящие и свистящие звуки на «дь», «ть».

На третьем году жизни происходит активное накопление лексики детей. Увеличивается число названий предметов быта, и тех предметов, которыми малыш пользуется нечасто. Он усваивает падежные окончания, употребляет глаголы, согласовывает прилагательные с существительными. В речи детей появляются не только простые, но и усложненные предложения, ситуативная речь. Малыши отвечают взрослым односложными предложениями. Одновременно с речью происходит интенсивное развитие памяти, мышления, воображения. Процесс игры ребенок сопровождает речью. Он склонен к подражанию, активно повторяет слова за взрослыми, запоминает их, упражняется в правильном произношении звуков.

Равитие речи у ребенка в 2 года

В 2-летнем возрасте подросший человечек начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: люблю и не люблю. Словарный запас типичного 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше изречений. Ребенок уже способен называть десятки знакомых ему вещей (кровать, стул, стол, диван), животных (кошка, собака, птичка, рыбка), знакомых по имени (тетя Маша, дядя Ваня, девочка Ира).

Хотя конечно его дикция еще несовершенна и малыш произносит даже простые слова не вполне разборчиво или коверкает их по своему (вместо бегемот — габагот, вместо собака — абака). Павильно понять речь ребенка в этом возрасте зачастую способна только его мама (реже — папа).

Он возможно уже знает некоторые виды пищи и напитки, такие как суп, каша, банан, яблочный сок, чай и молоко. Ребенок может замечать отсутствие вещей, например: пропало молоко, нет печенья — съели, папа ушёл — его нет.

Два года — время когда ребенок стремительно совершенствует свой словарный багаж. Поэтому родителям рекомендуют вести дневник (записывая в него новые произнесенные малышом слова) и каждые три месяца подводить итоги. К 2 годам ребёнок должен:

• говорить простыми короткими фразами (мама дай мне, кошка убежала, не хочу есть, хочу банан) — пусть даже не вполне внятно;

• правильно понимать просьбы родителей;

• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати;

• на 75% иметь понятную взрослым речь (то есть произносить слова так чтобы мама их могла понять).

Что спровоцировало задержку речевого развития?

Причины развития речи разделяют на физиологические и социальные.

Физиологические причины:

  • Перинатальные патологии (угроза выкидыша в период вынашивания, недоношенность, асфиксия в родах).
  • Наследственность.
  • Поражения ЦНС вследствие внутриутробных и родовых травм, перенесенных инфекционных и вирусных заболеваний в раннем возрасте.
  • Нарушение слуха.
  • Травмы черепа.
  • Слабое развитие речевого аппарата, нарушение артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  • Заболевания неврологического характера.

Когда развитый и абсолютно здоровый малыш в 2 года не говорит или делает это совсем плохо, причины могут носить социальный характер:

Ребенок обделен родительским вниманием.
Малыш, наоборот, чересчур окружен заботой родных и не испытывает потребности в речевом общении. Все его требования тут же исполняются, достаточно только показать жестом, что ему нужно

Мамы, услышав невнятное слово, сразу понимают, о чем речь. Кроха привыкает к такому отношению и ленится разговаривать.
Неблагоприятная обстановка в семье, постоянные стрессы.
Пребывание вдали от матери.
В семье общаются на двух или более языках.
Принципиальность и упрямство. Ребенок всячески противится попыткам взрослых научить его говорить, проявляя свой характер.
До периода 2-3 лет дети накапливают словарный запас, а после – начинают применять фразы и развернутые предложения.

Правила развития речи

Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:

Общаться с ребенком начинайте с самого рождения. Желательно говорить со своим чадом еще в период внутриутробного развития.
Не забывайте поддерживать зрительный контакт

Это важно для нормального психологического, эмоционального, интеллектуального развития, и, соответственно, нормального развития речи.
Частые повторения только на пользу. Чтобы ребенок точно осознал, как называется тот или иной предмет, в раннем возрасте повторять нужно не десятки раз, а сотни или тысячи

Рассматривая вместе картинки, книжки повторяйте малышу то, что изображено на них. Гуляя на прогулке проговаривайте все, что видите, медленно, четко и понятно произнося слова.
Ярко артикулируйте. Пусть ребенок видит, как движутся ваши губы и язык, как изменяется мимика во время разговора. Так он поймет, что нужно сделать, чтобы получились нужные звуки.
Обязательно поощряйте любые попытки малыша говорить с самого раннего детства. Сначала он будет говорить неправильно, но ваша похвала и позитивное подкрепление поможет ему лучше развиваться.
Не забывайте о том, что учить ребенка разговаривать необходимо чем раньше, тем лучше, обязательно прикладывать к этому усилия регулярно. Выделите 10-15 минут ежедневно для занятий по развитию речи. Это время посвятите артикуляционной гимнастике, развивающим играм или упражнениям
Лучше, если это буту утренние часы, когда малышу легко будет удерживать свое внимание на занятии.
Уделите внимание чтению сказок. Старайтесь каждый вечер читать сказки малышу
Чтение сказок пополнит словарный запас малыша и будет способствовать формированию активной речи. Во время чтения сказок не забывайте об интонациях и акцентах – эмоциональная окраска речи усилит интерес ребенка. Повторное чтение одних и тех же сказок имеет много преимуществ – они позволяют ребенку улавливать разные нюансы, развивать понимание сложных предложений.

Чтение книг способствует развитию речи ребенка 2-3 лет

Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь

Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Здоровье ребенка: правила игр у воды

Если малыш любит играть в воде или у воды, за ним нужно приглядывать особенно внимательно. Вот некоторые правила безопасности:

Если дети играют в воде, рядом обязательно должен быть кто-то из взрослых

Неважно, учится ли малыш плавать, просто плещется в бассейне или даже в ванночке, за ним обязательно должен присматривать кто-то из взрослых, если вас нет рядом.
Не спускайте глаз с ребенка. Даже если поблизости есть спасатели, смотрите только на малыша, не отвлекайтесь на книгу или телефон.
Заходите в воду вместе с малышом

Не отправляйте ребенка плескаться или учиться плавать одного. Зайдите с ним в воду и держитесь рядом, на расстоянии вытянутой руки.
Если вы не можете присмотреть за ребенком, поручите это кому-нибудь надежному. Но ни при каких обстоятельствах не поручайте присмотр за малышом другому ребенку, пусть даже старшему.
Наденьте на ребенка спасательный жилет. Если вы с малышом плаваете на лодке по озеру, морю или реке или если вы просто находитесь рядом с открытым водоемом, обязательно наденьте на ребенка спасательный жилет по размеру.
Если у вас есть бассейн, установите вокруг него ограждение. Дверь, ведущая к бассейну, должна быть закрытой. Если малыш находится без присмотра, нужно исключить любую вероятность того, что он окажется рядом с бассейном.
Спускайте воду из бассейна-лягушатника после каждого использования. Многие малыши обожают плескаться в лягушатнике. Однако необходимо спускать из него воду после купания.

Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?

Несмотря на то, что есть общие нормы словарного запаса, следует помнить, что он закладывается в семье, и именно разнообразие и объем общения с ребенком помогают его увеличить.


Также существуют и гендерные особенности, ведь согласно многочисленным исследованиям, девочки начинают говорить раньше мальчиков, и сроки опережения в этом умении могут достигать полугода.

Усредненные нормы и как должен говорить ребенок

На 3 году жизни запас слов среднестатистического ребенка должен составлять около 300 шт., а также из них он должен составлять простое предложение

Но не всегда эти нормы абсолютны, поэтому важно знать, когда стоит обратиться к специалисту, а когда можно дать немного времени доразвиться запоздавшим процессам самостоятельно

Понять, что речевые навыки формируются, можно по таким критериям:

  • малыш понимает и реагирует на обращенную к нему речь;
  • по просьбе указывает предмет, который был проговорен;
  • понимает слова-действия, например, бежать, идти, принести, вытереть;
  • выполняет просьбу в несколько действий: подними машинку и положи ее на стол, достань книжку и принеси ее маме;
  • использует жесты, предметы, чтобы показать, что хочет донести до взрослого;
  • проявление таких эмоций, как сочувствие, жалость, умение выразить их мимикой;
  • чтобы донести требование, ребенок использует интонацию при проговаривании определенных звуков.

Обратите внимание!Следовательно, не всегда важно, сколько четко проговоренных слов может сказать ребенок, важно наблюдать, насколько он включается в общение и понимает обращенную речь

Таблица возрастных норм развития речи по Комаровскому

Есть достаточно усредненные таблицы возрастных норм, которые позволяют понять, насколько речь ребенка развита.

Возраст Нормы речи
До 1 года Маленький словарный запас простых слов: «мама», «папа», «баба», «дед».
1-1,5 Составление просьб из 1 слова: «дай», «иди».
1,5-2 Развивается активно речь, приходит понимание, что у каждой вещи есть свое название и его нужно использовать для того, чтобы тебя понимали. Подражание тому, как разговаривают взрослые, построение фраз. Словарный запас около 300 слов, среди которых состоящие из нескольких слогов: «машинка», «игрушка», «яблоко» и т.д.
2 Разговор становится эмоционально окрашенным. Присутствует оживленная мимика, жестикуляция, интонация.
2-3 Трехлетка может завести разговор со взрослым, попросить о чем-то, эмоционально рассказать. Путает слоги или заменяет, искажает их. Словарный запас до 400 сл.

Условия для развития речи

Чтобы подтолкнуть двухлетку к тому, чтобы он разговорился, важно соблюдать определенные условия. Например:

  • создавайте ситуации, в которых нужно активное общение малыша: попросить папу о чем-то, позвать кого-то;
  • не договаривайте предложение, даже если видите, что двухлетка плохо подбирает слова;
  • отмечайте моменты, когда звукоподражание (например, «гав-гав») было заменено словом («собака»);
  • следить за собственной речью, обогащать словарный запас личным примером;
  • выполнять дыхательные и артикуляционные гимнастики;
  • читайте вместе сказки и стишки, обсуждайте прочитанное, описывайте картинки.

Интеллектуальное развитие в возрасте двух лет

В двухлетнем возрасте у малыша развита память. Он хорошо запоминает новые слова, понятия, функции предметов. Любопытство – главный помощник в интеллектуальном развитии карапуза. К 2-м годам малыш знает:

  • Цвета (не менее 4-х: жёлтый, синий, красный, зелёный);
  • Имена родных;
  • Формы предметов. Для обучения используйте развивающие игрушки, например, сортеры;
  • Размеры (большой/маленький);
  • Птиц, животных;
  • Явления природы;
  • Несколько видов деревьев, цветов;
  • Несколько простых стихотворений, четверостиший, сказок наизусть.

Умственное развитие напрямую зависит от речевого. Если малыш хорошо разговаривает, начинает произносить предложения, задавать вопросы, то интеллект получает максимальное количество информации, необходимой для развития.

Отклонения от нормы

К сожалению, развитие речи не у всех детей проходит гладко. Тут перед родителями стоит сложная задача – вовремя заметить патологические процессы и по возможности их купировать.

Причём заниматься самолечением категорически нельзя. Если заметили какие-то отклонения, нужно срочно обращаться к врачу, чтобы выяснить, в чём проблема.

Изначально нужно выяснить, какие дети входят в группу риска:

  • недоношенные;
  • с очень низкой массой тела;
  • с нарушением слуха или зрения;
  • с гипертонусом мышц;
  • со структурными изменениями мозга.

Но замедлить речевое развитие могут даже обычные недостатки воспитания. Если ребёнком не заниматься, плохо кормить, не выводить на прогулки, он, скорее всего, не заговорит до года.

Определить, что что-то не так, помогут следующие признаки:

Ребёнок молчит, не гукает и не гулит.
Малыш не фиксирует внимание на предметах.
Отсутствует реакция на эмоциональную речь.
Период лепета не наступает до 6 месяцев.
Лепет и гуление слишком тихие, без интонаций.
К 12 месяцам сохраняется примитивное гуканье или однообразный лепет.
Разговаривает только ему понятными языком и не воспринимает других слов (или не говорит вообще, общаясь жестами, мимикой).
Неправильно располагает во рту язык, имеет трудности с глотанием, жеванием.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

К двум годам крохи начинают интересоваться другими детьми и пытаются наладить контакт с ними. Дети становятся более разговорчивыми, активными и коммуникабельными, пытаются играть в простые детские игры с другими детьми, начинают понимать и принимать правила

В возрасте 2 лет крайне важно помогать ребёнку в расширении контактов, чаще хвалить, помогать ему в общении со сверстниками. Если родители будут помогать ребёнку осваивать новые навыки общения, ребенок легче войдет в детский коллектив, будет легко контактировать с детьми, легко оставаться без родителей в деткой комнате с няней или воспитателем

С 2 летнего возраста ребенка следует приучать к распорядку дня. Помогать ему спокойно справляться с новыми ощущениями, вводить в круг семьи новые знакомства (друзей ребенка).

Двухлетние забияки любят часто закатывать истерики. Истерики случаются потому что, ребенок не научен понимать свои эмоции, еще не полностью получил вербальные навыки, не может должным образом выражать свой гнев, разочарование, страх или любые другие эмоции. Хорошим способом борьбы с истерикой является отвлечение внимания ребенка. Ребенка следует просто удалить от стимулятора истерики, провоцирующего плохое поведение и проблема будет быстро решена.

Как способствовать развитию речи?

Используйте любую возможность поговорить с вашим чадом или рассказать ему что-то. В каждодневных прогулках описывайте ему все, что он видит вокруг, добавляя интересную информацию. Задавайте вопросы. Он тоже должен быть вовлечен в разговор. При какой-либо совместной деятельности комментируйте то, что вы делаете и при этом показывайте это наглядно. Используйте специальные развивающие карточки с картинками и словами. Сейчас есть множество действительно интересных и развивающих приложений для телефонов и планшетов. Старайтесь все это преподносить в игровой форме, чтобы привлечь интерес малыша. Обязательно читайте малышу сказки, стишки и потешки. Показывайте все картинки в книжках. А затем поспрашивайте его то, о чем вы только что прочитали. Например, «Покажи, где корова. А как она говорит?» и т.д. Развивайте артикуляцию вашего дитяти. Давайте ему твердую пищу. Пусть сам старается кушать ложкой. Учите его дуть и сплевывать

Важно помнить, что все упражнения и советы, которыми вы пользуетесь, чтобы помочь вашему ребенку преуспеть в речевом развитии, должны быть постоянными и каждодневными. Заведите себе просто такую полезную привычку

Не сравнивайте своего ребенка с другими. Дети  индивидуальны. Также и достижения детей различаются. Кто-то преуспевает в одном, а кто-то в другом.

Несколько практических советов

Иногда для «запуска» речи достаточно немного изменить условия, в которых находиться ребенок.

Для этого не обязательно использовать дорогостоящие игрушки или наборы для развития речи.

Создаем трудности

Неврологи и психологи советуют, чтобы разговорить ребенка, как можно меньше откликаться на его жесты и просьбы в виде мычания.  Стоит заметить, что это актуально для детей от полутора, двух лет и старше.

Но когда он сталкивался с трудностями, речевые центры мозга начинают работать активнее. Поэтому многие «не говорящие» дети начинают, активно разговаривать, посещая садик.

Активно читаем и слушаем сказки

Малыши любят яркие картинки. Поэтому чтение книг их увлекает. Пока ребенок рассматривает картинку и слушает стишки или мини-сказки он запоминает новые слова.

Если читать книги с малышом часами вы не можете, включайте ему аудиосказки. Постоянно звучащая речь, будет стимулом для развития речевых центров ребенка.

Музыка – еще один помощник

Включайте малышу классическую музыку, она стимулирует развитие мозга. Многие специалисты рекомендуют Моцарта. Его произведения детьми воспринимаются легче.

Когда ребенок начинает говорить первые слова, можно включать самые простые детские песенки и пытаться петь их вместе с ним. Это не только стимулирует музыкальный слух, но и речь.

Не поощряйте лепет и автономную речь

Ошибочно сюсюкать с ребенком и общаться с ним на его «птичьем» языке

Малышам важно видеть нормальную артикуляцию и слышать обычную взрослую речь

Часть психологов считает, что сюсюканье и подражание детскому лепету уместны до шести, восьми месяцев.

Расширяйте активный и пассивный словарный запас

Для нормального развития речи важно не только стимулировать ребенка к произношению новых слов. Но и пополнять его пассивный словарь. То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать

То есть слова значения, которых он знает, но пока не может выговаривать.

Для этого старайтесь как можно чаще называть малышу окружающие его вещи. А для занятий использовать не только книжки с картинками, но и предметы быта. Он лучше запомнит увиденное вживую.

Научить ребенка говорить в 1.5 года можно расширяя его активный словарь. Просите малыша повторять за вами простые слова (кот, дом и прочее). Помните, что повторение и регулярность занятий – залог успеха.

Обсуждайте и задавайте вопросы

Это правило больше подходит для детей в возрасте 1 год 9 месяцев и старше. Необходимость ответить на вопрос стимулирует речевые центры.

С детьми от года необходимо рассматривая картинки обсуждать, то, что на них изображено. Рассказывайте малышу, что именно нарисовано, побуждайте его показать какой-либо предмет.

Активно играйте

Для детишек от года можно устраивать мини-спектакли.

Можно придумывать истории самостоятельно или разыгрывать сценки из мультфильмов или сказок. Всплеск положительных эмоций, речь взрослого стимулирует в малыше желание говорить.

Стимулируйте мелкую моторику

Давайте ребенку играть с крупами (гречка, рис, пшено). Пусть у него под рукой будут предметы с разной текстурой – дерево, пластик, шерсть, хлопок.

А если сделать для малыша развивающую доску с различными щеколдами, крючками, выключателями, вы получите кроме развития речи, от 15 до 30 минут свободного времени.

Задания для детей, еще не освоивших речь

А что же делать, если пока не разговаривает ребенок 2 года? Развитие речи малыша должно производиться по следующему сценарию:

  • Продолжайте заниматься звукоподражанием. Пускай малыш тренирует свой речевой аппарат. Произносите с ним вместе, к примеру, «тук-тук», «ква-ква», «му», «мяу» и т. п.
  • Уделяйте время пальчиковой гимнастике и развитию моторики.
  • Если вы говорите с ребенком, делайте это как можно более четко и медленно.
  • Читайте малышу вслух.
  • Создавайте разные ситуации с игрушками, при которых ребенку нужно будет имитировать какие-либо звуки. К примеру, машинка гудит «би-би», кукла плачет «а-а» и т. п.

Питание ребенка в 2 года

В этом возрасте ребенка должен:

• употреблять в пищу 1/3 — 1/2 взрослой порции еды;

• получать удовольствие от еды оформленной забавными формами, разноцветными соусами или с необычной расцветкой (сырок в виде мишки, разноцветные макароны, печенье с цветной глазурованной крошкой);

• хорошо пережёвывать мягкую и средней жёсткости пищу;

• мыть с мылом руки перед едой;

• помогать родителям в приготовлении пищи (снимать кожуру со сваренной картошки, срывать листики с салата, шелушить горох, чистить банан).

Ребенок в двухлетнем возрасте по прежнему должен принимать пищу в присутствии родителей, особенно незнакомую или состоящую из крупных фрагментов.

Ребенок 2 года. Развитие речи

Все способы, перечисленные ниже, подходят для тех малышей, которые уже умеют произносить отдельные слова (пусть даже на особом «детском» языке).

Задавайте ребенку вопросы о том, что происходит вокруг (на улице и дома), что изображено на картинках.
Подробно обсуждайте происходящие события. Таким образом, будет происходить постепенное пополнение пассивного словарного запаса вашего чада.
Пойте малышу песенки, читайте ему стихи и сказки.
Разыгрывайте совместные сценки (к примеру, из сказки «Теремок», когда ребенок играет роль мышки, сидящей в домике)

В процессе занятия важно побуждать малыша к выполнению различных действий.
Слушайте и пойте песни.
Занимайтесь изучением прилагательных
Употребляйте их в общении с малышом, описывая различные предметы.
Изучайте различные наречия, предлоги и местоимения.
При осваивании различных лексических тем заостряйте внимание на том, из каких частей состоят объекты. К примеру, у дома есть окна, крыша, двери и т
п.

Речевое развитие ребенка в два года

С года до двух ребёнок стремительно наращивает свой словарный запас. К 24-м месяцам активный лексический багаж составляет 80-120 слов, пассивный – 200. Ребёнок учится складывать их во фразы, простые предложения. Двухлетний малыш с удовольствием учит стишки, коверкая слова, глотая окончания. Обращается с просьбами к другим людям, задаёт много вопросов.

Конечно, речь в 2 года несовершенна. Ребёнок путает род существительных и прилагательных, может говорить о себе как другом человеке. Нормы речи для этого возраста размыты. Важным в этом смысле становится период с 2 до 3 лет. Именно до 36 месяцев речь совершенствуется, становится правильной и богатой, если родители занимаются интеллектуальным, физическим развитием крохи.

Процесс формирования полноценной личности должен контролироваться родителями. Запущенные, лишённые внимания дети не получают нужное количество информации, задерживаются в интеллектуальном, социальном и речевом развитии. Обучение необходимым навыкам, умениям проводите исподволь, на собственном примере, в игре. А к неудачам относитесь спокойно, всё наладится со временем.

Advertisement

Причины задержки речевого развития

Часто причиной отставания речи являются неврологические проблемы со здоровьем. Малыш плохо говорит в 2 и более года, а иногда и вовсе хранит молчание. В таких случаях малютка нуждается в медицинской помощи, и чем скорее это произойдет, тем легче вылечить патологию.

К основным причинам задержки речевого аппарата входят:

  • хронические болезни мамы, поражение ЦНС (центральной нервной системы) возникшие в ходе внутриутробного развития плода либо в послеродовой период;
  • пагубные привычки (курение, алкоголь, употребление наркотических, психотропных средств);
  • употребление лекарственных препаратов, противопоказанных в период лактации и беременности;
  • поздний токсикоз (гестоз) и угроза потери плода;
  • прием запрещенных антибиотиков;
  • недоношенность или продолжительность родов;
  • кислородное голодание (гипоксии плода);
  • черепно-мозговые травмы при родах;
  • инфекционные болезни (скарлатина, краснуха, корь, коклюш и пр.), перенесенные ребенком в столь раннем возрасте;

Отмечают также и физиологические причины, из-за которых ребенок не хочет говорить либо очень плохо разговаривает, это могут быть:

  • поражение слуха (тугоухость, глухота), в результате чего у детей ухудшается восприятие звука и процесс становления речи. Если в три года младенец не говорит, хотя раньше подавал позывы к разговору, следует посетить отоларинголога. Возможно у крохи врожденная либо приобретенная патология органов слуха;
  • недостаточное развитие речевого аппарата – отмечается обильное слюноотделение, открытый ротик. При патологии челюстных и лицевых мышц ребенку тяжело воспроизводить звуки, он не может глотать твердую пищу, появляется тошнота и рвота;
  • наследственные болезни или генетическая предрасположенность (например, замедленный рост нервных клеток у одного из родителей), также могут послужить причиной задержки речи у детей;
  • инфекционные болезни, которые поразили плод еще в период вынашивания ребенка. В итоге, у крохи нарушается процесс становления речевой деятельности, что отрицательно сказывается на его развитии и общении между людьми;
  • патология головного мозга или «аутизм». Такое болезненное состояние оборачивается тем, что кроха не может внятно говорить либо стремится уйти от контакта с окружающими.

Если по медицинским показателям все в норме, однако, ребенок в 2 года еще не говорит, либо плохо называет словосочетания из 2-3 слов, причины могут иметь социальный характер, а именно:

Взрослые не уделяют внимания детям. Дефицит общения и запущенность – отбивают речевую активность, ребёнок закрывается, отсутствует интерес к окружающему и появляется устойчивое нежелание разговаривать.
Стресс, частые ссоры в семье, испуг. Такие психологические нарушения замедляют появление речи

Чтоб выявить психологическую травму, следует обратить внимание на поведение малыша. Если он во время кормления часто вздрагивает ручками или ножками, кричит при появлении постороннего человека, либо у него имеются проблемы с недержанием мочи, следует побеспокоиться и проконсультироваться с врачом.
Чрезмерная опека. Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы

Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Младенцу крайне необходимо общение и близость мамы и папы. Однако если переусердствовать с опекой, выполняя по первому требованию все желания и прихоти ребенка, то у него отпадет потребность разговаривать. А зачем? Ведь можно просто указать на интересующий предмет, немного покапризничать и получить желаемое.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение

Причины задержки и нарушения речи в дошкольном возрасте

Если ребенок родился здоровым, задержка его речевого развития может возникнуть из-за неправильных действий взрослых во время подготовительного периода: при недостаточном речевом общении с малышом, невнимании к его слуховому восприятию, подражанию звукам и словам взрослого, при несвоевременной выработке интонационной выразительности речи и смысловых связей между словом и предметом.

Прежде чем заговорить, малыш должен натренировать мышцы речевого аппарата. Это происходит, когда он гулит, лепечет, дышит, глотает, сосет грудь, жует. Замечено, что дети, находившиеся на грудном вскармливании, сталкиваются с речевыми трудностями реже искусственников, а те, которых своевременно приобщали к твердой пище, говорят намного четче сверстников, которых чуть ли не до школы пичкали жидкими кашами и протертыми овощами.

Нарушение речи вызывают разные причины: врожденные аномалии центральной нервной системы, коры головного мозга, нёба, языка, дефекты носового дыхания и снижение мышечного тонуса мягкого нёба (такая патология приводит к гнусавости), психическая травма (к примеру, у впечатлительных, склонных к неврозам детей реакция испуга может спровоцировать заикание) и др.

Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в результате болезни в первые недели и месяцы жизни, не научится говорить, пока сурдопедагог (специалист, обучающий глухих детей речи) не обучит его «чтению с губ», не научит произносить отдельные звуки, а затем слова с опорой на тактильное, кинестетическое, а также зрительное восприятие. Такие занятия нужно начинать с трех-четырехлетнего возраста.

Развитие речи и мышления находится в тесной связи с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Дети, работающие с конструктором, занимающиеся оригами, лепкой из пластилина, вышиванием и другими видами рукоделия, умеют, как правило, логически рассуждать

У них достаточно развиты память и внимание

Нередко к задержке речевого развития и нарушениям речи приводит переучивание ребенка-левши все делать правой рукой. Современные мамы знают, что младенцев нельзя пеленать. Всякое ограничение движений младенца тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций. У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого, артикуляционного аппарата (гортани, глотки, языка, губ, мягкого нёба) генетически заложены в левом полушарии головного мозга, у левши — в правом полушарии. Если левше не давать активно работать левой рукой, то у него возникнет пространственная ломка формирования движений: будут стимулироваться движения правой, неосновной руки, а основная, ведущая рука останется без стимуляции. Переучивая малыша держать ложку или карандаш в правой руке, родители тем самым перекладывают врожденные функции его ведущего правого полушария на левое, в котором у него нет «проекционной» базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. В результате развивающаяся на базе слухового восприятия речь «не знает», в каком полушарии ей «осесть». Именно поэтому нередко левши, которых с младенчества усердно заставляли все делать правой рукой, позже начинают говорить, неверно произносят многие звуки, неловки в движениях, не умеют танцевать, лишены музыкального слуха

Но не менее важно, что нарушается эмоционально-волевая сфера ребенка. Известно, что всякое действие вызывает противодействие. Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Ребенок становится либо упрямым, либо сломленным: слабовольным, мнительным, неуверенным в себе

Начинает фиксировать внимание на своих речевых трудностях, глубоко переживает по пустякам. По этой причине у него может развиться заикание. А его преодолеть трудно

Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками

А его преодолеть трудно. Малышу-левше необходимо давать свободу действий, и он сам научится многое делать обеими руками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector