Кризисные периоды: календарь и симптомы скачков роста у детей до года

Первый скачок роста — новые ощущения

5-я неделя

Лейтмотив: «Слышу, вижу, чувствую, не могу объяснить»

Что теперь умеет малыш:

  • улыбается;

  • рассматривает предметы в его поле зрения;

  • внимательно прислушивается к звукам и произносит собственные;

  • реагирует на прикосновения.

Особенности поведения

Плачет без повода, капризничает. А все потому, что однажды, проснувшись, малыш обнаружил, что мир вокруг стал другим. Единственное понятное для него и близкое существо — мама. Вот и требует он настойчивым криком ее постоянного внимания. Часто ложится на живот: для него такая поза еще и символ защищенности.

Что делать родителям?

Сохраняйте спокойствие. Берите малыша на руки, прижимайте к себе. Не стоит в этот период прерывать кормление грудью. Если придерживались графиков кормления и сна, в кризисный период от них лучше отказаться.

Развивайте умения ребенка. «Зеркальте» его поведение: он улыбается — улыбайтесь в ответ. Разговаривайте с малышом, произносите слоги: «ма, па, ба, да», реагируйте на его звуки, повторяйте за ним. Карапуз сейчас начинает внимательно рассматривать того, кто с ним общается, узнает маму, папу — обозначайте того, кто с ним беседует, нянчится. Помните, что ребенок в этот период различает предметы на расстоянии около 30 сантиметров. Не торопите события — не пытайтесь показать все игрушки одновременно. Выберите сегодня одну, завтра другую. Приближайте ее к малышу, затем отведите сначала в одну, затем в другую сторону. Зрительная гимнастика должна быть непродолжительной — минуты 2–3. Развивайте тактильные ощущения карапуза: дайте ему почувствовать предметы с различными поверхностями.

Какие изменения произойдут в этот период?

Этот скачок роста принесет малышу новые знания о своем теле. На данном этапе развития ребенок учится владеть им ещё больше, его движения совершенствуются и становятся более плавными. Малыш осознанно тянется за игрушкой, управляет своими ногами, сгибая и выпрямляя их.

Это достижение следующего скачка. В период третьего скачка роста малыш может совершить только одно движение в каком-то одном направлении. Для следующего понадобится короткая пауза. Теперь у ребенка лучше получается контролировать свой голос — от тихих звуков он плавно переходит к громким и обратно. Улучшаются зрительные возможности малыша. На этом этапе он может рассматривать комнату целиком и следить одними глазами за двигающимися предметами.

Скачок развития в год

55 неделя — мир программ

Первые признаки скачка можно заметить около 51 недели, в 11 месяцев, его пик приходится на 53 неделю, а новые навыки появляются к 55 неделе. 

Происходят большие изменения в умственном развитии малыша. Он готов изучать мир программ. Если до этого он воспринимал мир в категориях и последовательностях (одно событие следует за другим), то теперь он  понимает смысл «если-тогда»: событие, которые произойдет следующим, зависит от того, что случится сейчас. 

Также  ребенок воспринимает серию действий как одно событие. Он понимает, что грязную тарелку кладут в воду, моют губкой, вытирают полотенцем, и это все называется «помыть посуду».  Кроха знает, что значит одеваться, садиться кушать, гулять, ходить в магазин. 

Он пробует находить различные решения для тех или иных задач.

Признаки скачка роста в этот период:

  • Малыша легко расстроить — его настроение часто меняется. 
  • Он чаще может плакать
  • Кроха капризнее, чем обычно
  • Временами он может не отходить от вас — происходит обострение сепарационной тревоги, что сказывается и на сне. 

Сон 

В период скачка часто портится дневной сон, а продолжительность сна в целом сокращается. Дети в этом возрасте начинают просыпаться раньше обычного утром. 

Так как сон для годовалого ребенка — расставание с вами, он может начать сопротивляться укладыванию. Засыпание, как правило, затягивается, а спит малыш беспокойно. 

Чтобы пережить этот период, сохраняйте последовательные ритуалы на засыпание и пробуждение, не допускайте накопление усталости у ребенка, придерживайтесь спокойного бодрствования перед укладыванием, организуйте дневные сны по часам. 

Проверьте свое эмоциональное состояние. Если вы встревожены, напряжены, расстроены, ребенок переймет эти эмоции. Во время укладывания ведите себя спокойно и уверенно. Тогда и малышу будет легче вас отпустить.

Научитесь прощаться с ребенком, когда уходите. Не стоит тайно уходить, пока он не видит. Иначе со временем малыш не будет совсем вас отпускать и станет ходить за вами по дому. Произнесите теплое и любящее: «Пока, мама скоро вернется,» — и позвольте ребенку увидеть, что вы выходите из дома. Он поймет, что, когда вы говорите «пока», это значит, что вы уходите, но вернетесь.

Успокаивайте, но не создавайте новых негативных привычек. Если малыш не укладывается на дневной сон или просыпается всю ночь в слезах, его нужно успокоить. Но делайте это правильно — в такие моменты не нужно читать книг, включать мультфильмы, класть к себе в кровать или ложиться рядом с его постелью. Так сепарационная тревога пройдет, а негативная ассоциация останется. 

Возможные причины нарушения нормы

Стандартная норма может быть нарушена из-за каких-то изменений в развитии малыша, например, рахита, анемии, заболеваний ЦНС, эндокринной системы… Если кроха находится на грудном вскармливании, что мама должна убедиться в том, что молока ребенку хватает. Если нет, то может понадобиться докорм смесью.

Показатели развития малышей до года — рост, вес, объем головы и обхват грудной клетки записываются в детскую карту. Они сверяются с общепринятой нормой показателей, что позволит доктору вовремя обнаружить возможное отклонение. Есть много факторов, влияющих на то, как изменяется вес и рост малыша (специалист должен обязательно их учитывать).

1. Пол ребенка. Девочки обычно поправляются и растут медленнее, чем мальчики (примерно на пару сантиметров в росте и на полкилограмма в весе).

2. Наследственность (если родители были большими, то неудивительно, что их параметры повторит и малыш).

3. Необходимо учитывать рост и вес при рождении крохи.

4. Состояние здоровья малыша — прорезывание зубиков, переживания, инфекции…

5. Тип вскармливания (искусственники набирают вес быстрее).

6. Врожденные нарушения в работе внутренних органов.

Все это должно учитываться при составлении общей картины здоровья ребенка.

Сколько длятся скачки роста и развития?

Каждый ребенок индивидуален и может переживать подобное состояние по-разному. Но обычно такой период длится от пары дней до недели. Причем очень характерным является внезапность. Скачок также резко заканчивается, как и начинается. После пары-тройки безумных ночей и дней Вы можете заметить, что Ваше чадо стало идеальным ребенком ни с того ни с сего.
 
Исправно и хорошо кушает, сладко спит и играет сам с собой

И, что самое важное, внимательная мама заметит, что после такой «встряски» малыш осваивает новый навык, например, стал улыбаться или делать это реже, научился сам сидеть, держать ложку и пользоваться ей, ходить более уверенно и т.д. Результатом скачков является как раз достижение и закрепление нового навыка.Теперь о самом главном

Изменение психоэмоционального состояния

Во время скачков роста ребёнок становится эмоционально неустойчивым, больше капризничает, требует к себе повышенного внимания. Психологические изменения не всегда совпадают с физическим развитием. Малыш сам не понимает, что с ним происходит, интуитивно ищет защиты у родных людей, у мамы.

Эмоции контролировать может не каждый взрослый человек, тем более малыш. Своё плохое состояние он выражает плачем, истерикой. Может отказываться от еды или постоянно сосать грудь.

Молодые мамы беспокоятся, может это симптомы болезни. Но так проявляется эмоциональная перестройка в организме. Нервная система ещё не окрепла, поэтому плач, слёзы и истерики так часто сопровождают ребёнка в первый год жизни. Впоследствии с развитием эмоциональной сферы, нервной системы, речи малыш будет выражать словами свои чувства, научиться справляться со своими ощущениями.

Календарь кризисов развития ребенка до года

В графическом отображении он выглядит следующим образом:

  1. Солнышками отмечены самые спокойные периоды развития.
  2. Белые и серые недели – исследование и применение новых навыков, возможны конфликты и капризы.
  3. Черные недели – активное развитие очередного скачка.
  4. Тучки – самые сложные недели.

1 скачок. 5 неделя.

Что нового:

Улучшенный обмен веществ и органы чувств; максимальная видимость увеличивается с 20 до 30 см; появляется улыбка и слезы.

Что делать:

уделять повышенное внимание;
больше физического контакта;
лучше, чтобы он спал не один; позволять ребенку разглядывать то, к чему он проявляет интерес; с помощью смеха определить, от чего малыш в восторге, и радовать его этим;
чаще беседовать с ним;
делать паузы в играх (младенцы быстро устают, но также быстро и восстанавливаются).

2 скачок. 8 неделя.

Что нового:

Ребенок начинает различать объекты, которые до этого воспринимал как единое целое; сам держит головку, переворачивается, двигает ручками и ножками, исследует собственную мимику; трогает и бьет игрушку (это подготовительный этап перед тем, как научиться хватать ее); проявляет интерес к движущимся объектам; с удовольствием слушает и издает звуки.

Что делать:

  1. чаще хвалить;
  2. показывать поближе то, к чему он тянется;
  3. смыкать его ладони вокруг игрушки;
  4. реагировать на голос ребенка и «поддерживать разговор»;
  5. разнообразить его окружение (в окружении одних и тех же объектов он заскучает).

3 скачок. 12 неделя.

Что нового:

Теперь малыш умеет совершать плавные переходы из одного состояния тела к другому; из одной интонации голоса к другой; видит комнату полностью и может переходить от слежения за отдельным объектом к полной панораме.

Что делать:

слушать ребенка и демонстрировать внимание к его лепету;
читать ему сказки с переходом интонаций;
показывать разные по структуре материалы и описывать их разными голосами;
повторять звуки ребенка – это мотивирует его продолжать развивать речевой аппарат; показывать ему плавные движения.

4 скачок. 19 неделя. 

Что нового:

Ребенок учится совершать сложные движения (не только схватить игрушку, но и повертеть ее, погладить, подергать); теперь он не только следит за событиями, но и хочет на них влиять; может начать учиться ползать; издаваемые звуки становятся сложнее.

Что делать:

все так же поощрять,
развлекать,
уделять внимание.

5 скачок. 26 неделя. 

Что нового:

Заметно лучше координация тела; ребенок научился осознавать понятие дистанции; теперь он понимает, что мама может уйти далеко-далеко (а это очень пугает).

Что делать:

  • дать ребенку больше пространства и возможностей преодолевать расстояния между ним и желаемым;
  • не уходить надолго, оставлять ребенку возможность ползти за мамой.

6 скачок. 37 неделя.

Что нового:

Осознание категорий; ребенок может выделять группы предметов в одну общую (банан, морковка, слива = еда).

Что делать:

  1. ввести в игру тактильную доску со звонками, веревками и прочими интересностями; много гулять;
  2. переодевать ребенка перед зеркалом;
  3. называть предметы, на которые показывает малыш;
  4. учить использовать голос, чтобы задавать вопросы (спрашивать вместо него);
  5. играть в догонялки и прятки.

7 скачок. 46 неделя.

Что нового:

Малыш осознает, что такое последовательность (чтобы сложить пирамидку, надо сделать это, это и это).

Что делать:

  • при переодевании малыша просить его помочь вам;
  • пусть он сам причешется и умоется;
  • перестать кормить с ложечки, учить его есть самостоятельно.

8 скачок. 55 неделя.

Что нового:

Ребенок понимает задачи, то есть то, что для достижения нужного результата можно использовать разные способы.

Что делать:

  1. позволить малышу помогать вам с уборкой, готовкой или походом в магазин (только если ему это нравится!);
  2. играть в поиск предметов.

9 скачок. 64 неделя.

Что нового:

Ребенок умеет строить планы и стратегии; умеет выбирать наиболее удобную для достижения цели манеру поведения; более самостоятелен.

Что делать:

  • обучить его понятиям «мое» и «твое»;
  • вести переговоры с помощью «да» и «нет»;
  • обучить правилам поведения.

10 скачок. 75 неделя.

Что нового: 

Малыш осознает понятие системы (семья, общество, либо более конкретные: машина, часы); у него формируется совесть; он понимает, что его действия ведут к последствиям; становится менее эгоцентричным; тестирует границы дозволенного.

Что делать:

  1. поощрять хорошее поведение;
  2. показать ему различные системы и объяснить их устройство;
  3. очертить границы разрешенного.

Отчего зависят нормы роста и веса ребенка

Конечно, развитие каждого ребенка индивидуально, детки могут быть аппетитными пухликами или тонкими тростинками, но все же Всемирная Организация Здравоохранения не зря придумала и утвердила некоторые нормы роста и веса. И тем более, соотношение этих показателей может сказать о правильном и гармоничном физическом развитии ребенка.

Чаще всего параметры роста и веса малыша зависят от следующих факторов:

  • На каком вскармливании находился (находится) ребенок — грудное или искусственное;
  • Количество потребляемой пищи на данный момент;
  • Врожденные или наследственные заболевания (например, проблемы с сердцем, ЖКТ, щитовидкой);
  • Пол ребенка;
  • Физическая активность ребенка.

В первые месяцы жизни идет активный набор массы тела маленького человечка и увеличение роста. Эти два параметра могут увеличиваться несоизмеримо, но если отклонения являются незначительными по сравнению с параметрами от ВОЗ, при этом ребенка ничего не беспокоит, он активный и хорошо кушает, то и волноваться не стоит. Кроме того, нельзя забывать и о наследственности, ведь, если хотя бы один из родителей высокого роста или имеет лишний вес, то и у ребенка есть все шансы стать «бутузом».

А вот серьезные отклонения от норм веса и роста необходимо обсуждать с врачом. Причинами могут быть как временные трудности (например, простуда), так и более серьезные нарушения (эндокринные заболевания, врожденные пороки).

Каковы нормы веса и роста по ВОЗ

Гармоничное развитие грудничка определяется не только показателями роста или веса, а скорее всего их соотношением. Так. общепринятыми нормами для новорожденного являются показатели веса от 2400 г до 4300 (первое значение — минимальное для девочки, второе — максимальное для мальчика).

На первой неделе жизни кроха теряет вес примерно на 7% от первоначальной массы (происходит адаптация к внешней среде), поэтому родителям не стоит волноваться, так как это нормальный физиологический процесс.

В целом в первые 6 месяцев жизни малыш должен набирать ежемесячно от 650 до 800 г веса, так как происходит активный рост и укрепление организма.

Ну а после 6 месяцев и до года кроха набирает по 350-600 г ежемесячно.

Как рассчитать норму веса и роста ребенка — формула

Для расчета оптимального значения веса ребенка с рождения и до 6 месяцев, воспользуйтесь формулой:

m + 800 * N, где m — масса ребенка в момент рождения (кг), N – число месяцев в период расчета.

После полугода формула расчета нормы веса меняется:

m + 800 * 6 + 400 * (N-6), где m — вес ребенка в момент рождения (кг), (800 * 6 )– вес, который ребенок должен был в идеале приобрести за первые полгода, N — число месяцев после полугода.

Как правильно рассчитывать календарь скачков роста

Отсчет периодов, в которые малыш активно растет, начинается не по дате рождения, а с предполагаемой даты родов. Чтобы наиболее точно знать, когда ожидать изменений в характере малыша, стоит отсчитать ровно 280 дней с момента зачатия. Именно после такого срока плод является полностью доношенным и готовым к рождению.

Наиболее точно ПДР можно рассчитать, если женщина знает, когда у нее была овуляция. К дате прибавляется 280 дней. Другой способ расчета предполагаемой даты – это отсчет от дня последней менструации. От числа отнимается 3 месяца и необходимо прибавить 7 дней. Если малыш родился раньше срока, скачки роста могут быть с опозданием в несколько недель. Если ребенок находился в утробе более 9 месяцев, признаки ускоренного развития появятся раньше.

Скачки в развитии у грудных детей являются непростым периодом как в жизни малыша, так и для его родителей

В это время ребенку как никогда нужно материнское тепло и внимание родных, чтобы он чувствовал себя в безопасности

Второй скачок роста — познание своего тела

8–9-я недели (пик 8-я неделя)

Лейтмотив: «Вот я какой!»

Что теперь умеет малыш:

держит голову, поворачивает ее, следя за предметом; обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает; различает звуки, вкус, запахи; удерживает игрушку в руках; пытается перевернуться со спины на живот и обратно; ему любопытно все, что двигается; громко заявляет о себе, привлекая внимание. Особенности поведения

Особенности поведения

Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.

Что делать родителям?

Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.

Совет психолога:

В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.

Этапы развития в 5 месяцев

Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.  

Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.

Физическое развитие

  • Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
  • Уверенно переворачивается со спины на живот;
  • Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
  • Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
  • Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.

Психоэмоциональное развитие:

  • Узнает голос матери;
  • Отличает лица близких от чужих;
  • По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
  • Долго и певуче гулит;
  • Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.

Таблица скачков роста у грудничков

Кризисные периоды возникают у всех малышей. Они достаточно заметны и закономерны. Поэтому специалистам удалось создать календарь скачков роста у детей до года. Он наглядно показывает, в какие недели возникает резкое развитие ребенка.

Таблица скачков роста у младенцев:

Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика Возраст, в неделях Характеристика
1 спокойный период 17 пик кризиса 33 спокойное время
2 18 отступающий кризис 34 наступающий кризис
3 19 35
4 20 спокойная неделя 36 пик кризиса
5 тяжелый кризис 21 благоприятный период для закрепления новых навыков 37 кризис отступает
6 хороший период для малыша 22 обычное время 38 развитие в обычном темпе
7 спокойная неделя 23 наступающий кризис 39 благоприятное время для становления малыша
8 пик кризиса 24 40 развитие в обычном темпе
9 кризис отступает 25 41
10 благоприятный период для младенца, освоения новых навыков и умений 26 пик кризиса 42 идущий кризис
11 обычное время 27 развитие в обычном темпе 43
12 тяжелый кризис 28 44 кризис
13 хороший период 29 45 кризис отступает
14 спокойная неделя 30 46
15 наступающий кризис 31 хорошее время для младенца 47 спокойные недели
16 32 спокойная неделя 48

На пятой неделе изменяется мир ощущений малыша. У него ускоряется обмен веществ, стремительно развиваются внутренние органы. Это приводит к тому, что у ребенка пропадают те проблемы с пищеварением, которые были у него раньше.

В это время начинают появляться слезы. Малыш становится более активным. Его органы чувств совершенствуются. Это позволяет более полно познавать окружающий мир.

Только появившийся на свет малыш мог видеть объекты на расстоянии 20 см. На пятой неделе зрение улучшается: ребенок обретает способность фокусироваться, видит предметы, расположенные дальше 20 см. Это новый опыт для ребенка.

В двухмесячном возрасте случается второй скачок роста. В это время ребенок отделяет себя от окружающего мира. Малыш обнаруживает, что у него есть руки, что он может владеть лицевыми мускулами, фиксировать движения головой, конечностями и туловищем. В этот период пропадают многие врожденные рефлексы. Вместо них появляются осознанные движения.

Третий пик кризиса приходится на двенадцатую неделю жизни. Малыш начинает понимать, что может владеть собственным телом: конечностями, головой, глазами, голосовыми связками. Ребенок учится переходить из одного положения в другое. Его движения становятся более плавными.

На семнадцатой неделе малыш сталкивается с очередным скачком роста. В этот период появляется способность лучше осознавать окружающий мир, выполнять последовательно целый ряд движений.

Например, ребенок понимает, что для того, чтобы изучить интересующую его игрушку, нужно дотянуться до нее и сжать рукой, повернуть, осмотреть со всех сторон, потрясти, засунуть в рот. Малыш начинает издавать более сложные звуки. Многие дети пытаются ползать. Этот период кризиса длится около 5 недель.

Последующие скачки роста также будут уже более продолжительными. Это объясняется тем, что у ребенка повышается интеллектуальный уровень и дальнейшее развитие становится более сильным. Очередной кризисный период наступает на 26-ой неделе жизни. В это время малыш начинает пытаться овладевать множеством новых умений.

Он становится более активным и ловким. У него лучше получается координировать движения конечностями. Ребенок начинает понимать взаимосвязь между вещами, расстояние между двумя предметами.

Он осознает, что мать способна уйти в другую комнату, а он за ней последовать не сможет. Это вызывает сильный страх, панику. На 36-ой неделе жизни происходит новый скачок развития.

В этот период малыш начинает подходить к изучению мира более методично. Например, он может поднимать крошки с пола и внимательно их рассматривать или проверять, как стекает яблочное пюре с пальцев. Подобные исследования позволяют грудничку категоризировать окружающий мир.

Очередной кризисный период припадает на 44-ую неделю жизни. В это время грудные дети начинают пытаться складывать на место разбросанные игрушки, конструировать. Ребенок понимает, что для того, чтобы достичь определенной цели, нужно выполнить ряд последовательных действий. У малыша получается собирать пирамидку, складывать кубики.

Родителям важно заранее готовиться к кризису. Поэтому полезно знать календарь скачков роста. Но надо помнить, что каждый ребенок индивидуален

Поэтому информацию, приведенную в таблице, нужно воспринимать как ориентировочную.

На время наступления скачка роста влияют такие факторы:

  • приобретенные и врожденные болезни;
  • крепость иммунитета;
  • особенности питания;
  • занятия родителей с ребенком.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector