10 правил о том, как быстро научить ребенка говорить слово «мама»

Причины задержки развития речи

Почти каждый ребенок, достигший 2 лет, начинает активно говорить, при этом ежедневно из его уст доносятся все новые слова. К 2 годам мозг малыша созревает, и он выражает свои эмоции разговором. Но, бывает и такое что речевое развитие вашего крохи может чуть запоздать. Давайте рассмотрим по каким причинам ребенок может начать говорить позже:

  1. Недоразвитие мускулатурной функции рта.

Малыш больше любит мягкую пищу, чем твердую, у него постоянно выпадает еда изо рта.

Если вы столкнулись с проблемами в питании малыша, а может и действительно ребенок не может жевать и глотать кусочки твердой пищи, тогда вам стоит посмотреть интернет-курс “Азбука прикорма”, где мы пошагово разберем, что и как нужно делать, чтобы ребенок хорошо кушал. Посмотрите полное описание курса и выбирайте свой вариант участия!>>>

Ребенок в основном дышит ртом, мало говорит и к тому же невнятно, а также повышено слюноотделение – это означает, что у него недоразвиты мышцы рта. Зачастую такая проблема появляется из-за раннего отлучения от груди. Читайте о том, что делать, если ребенок не наедается грудным молоком>>>

Есть некоторые упражнения, способствующие укреплению мышц рта:

  • Дуть, свистеть. Хороший эффект дают любые занятия связанные с напряженным смыканием губ. В этом Вам могут помочь мыльные пузыри, дудки, различные свистульки;
  • Сосать. Давайте малышу чаще пить соки, компоты, из соломинки, чтобы он мог сильно втягивать щеки;
  • Подражать звукам. Предлагайте по несколько раз в день имитировать звуки животных, сирены машин, поездов.
  1. Плохая концентрация слухового внимания. При данной проблеме ребенок практически не понимает длинные предложения либо не слышит фоновые шумы.

Читайте знакомые ему книги, сделайте так, чтобы кроха концентрировался на каждом звуке и слоге;
Привлекайте внимание к юмору, например, замените в стихотворении знакомое слово на другое, смешное и дайте ему возможность подумать, что поменялось в предложении?
Комментируйте каждое свое действие, показывайте и называйте предметы, которые его окружают. Говорите при этом четко, громко.

  1. Проблемы с органом слуха. При плохом слухе развитие детей естественно замедляется. Главное, не упустить тот самый момент, когда еще можно стимулировать слуховые проходы, ведущие к частям мозга, отвечающим за эту функцию. К сожалению, не редко проблемы со слухом обнаруживают поздно. Есть несколько признаков для каждого возраста, по которым можно определить имеются ли у ребенка такие проблемы:
  • Новорожденный. Если хлопнуть в ладоши на небольшом расстоянии от ребенка он должен вздрогнуть, а когда вы заговорите – успокоиться;
  • В 3-4 месяца когда Вы обращаетесь к ребенку, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • В 7-8 месяцев малыш не повторяет несложные звуки и не лепечет;
  • С 8 месяцев, услышав знакомые голоса должен сразу поворачиваться, ища кто говорит. По-своему отвечать, если с ним разговаривают.

Первые звуки

У каждого малыша, когда он появляется на свет, есть только один способ говорить с окружающими, сообщать им о своих проблемах. Это плач. Первый звук, который слышит мама от новорожденного, говорит о том, что он живым и невредимым явился в новый мир. И с этого самого момента начинается непрерывное развитие малыша, которое будет длиться не один год.

Поначалу ребенок говорит лишь простейшие звуки. Первое время это только гласные, спустя несколько месяцев в арсенал крохи добавляются согласные, но пройдет еще много времени, прежде чем он скажет «мама» осознанно. Можно ли его этому научить? Есть вещи, которые дети осваивают исключительно самостоятельно. Однако родители вполне могут подтолкнуть ребенка, поспособствовать скорейшему развитию малыша.

Когда ребенок должен начать говорить?

В первую очередь родителям важно понять, что ребенок никому ничего не должен. Он развивается в соответствии со своим внутренним ритмом, который может сильно отличаться от среднестатистических норм. Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется

И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех

Случается, что у малыша, который произнес свои первые слова очень рано, расширение словарного запаса впоследствии сильно замедляется. И наоборот, молчун, смотревшийся белой вороной на фоне своих сверстников, вдруг может неожиданно обогнать их всех.

Оценивая прогресс ребенка, мы рекомендуем вам не принимать близко к сердцу рассказы знакомых: многие мамы и папы очень сильно преувеличивают успехи своего чада. Лучше ориентируйтесь по следующим ключевым точкам речевого развития (не забывая, что график каждого малыша индивидуален).

2–4 месяца

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

6 месяцев

Агуканье
В это время грудничок начинает «гулить», «агукать». Он еще не пытается говорить, просто осознает факт, что определенные движения речевого аппарата способны превращаться в звуки. Именно поэтому «агу» совершенно интернационально — это «слово» естественно получается при открытии и закрытии рта.

~ 1 года

Первые слова
К первому дню рождения малыш выучивает свои первые настоящие слова. Да, это довольно примитивные «мама», «папа», «баба», но они уже — не просто набор звуков. Ребенок понимает смысл, адресует их конкретным взрослым.

Вскоре речь карапуза пополняется другими простыми словами. Например, он более-менее отчетливо вскрикивает «ой», когда уронил игрушку, или «дай», когда хочет что-то получить. Первичный словарный запас малыша обычно состоит из 5–10 слов.

1-1,5 года

Расширение словарного запаса
Каждую неделю ребенок радует родителей новыми словами, но мама и папа не всегда могут понять детский «диалект». Дело в том, что малыш уже различает немало слов в речи взрослых, но у него не получается их повторить. Так «каша» превращается в «ка», «упало» в «апа», «птичка» в «тика». Нередко малыш придумывает концептуальные слова, объединяющие сразу несколько предметов, например, обозначает одним слогом все мягкое и теплое — от пледа до собаки

Набор первых слов крохи ограничен существительными, глаголами, междометиями.

При оценке развития ребенка родителям важно в первую очередь оценивать не количество слов, которые он произносит, а пассивный запас слов, которые он явно понимает в речи взрослых. 1,5-2 года

1,5-2 года

Первые предложения
Это период, когда дети начинают говорить все активнее. Малыш выучивает два очень важных для коммуникации слова — «да» и «нет»

Он повторяет услышанное, может даже запомнить целые фразы. Словарный запас существенно расширяется и достигает 250 и более слов. В нем продолжают преобладать названия окружающих предметов и основных действий, но появляются первые абстрактные выражения, например, «привет» и «пока».

Малыш понимает, что вместе слова работают лучше, и учится составлять первые предложения. Они довольно короткие — всего 2–4 слова, но позволяют внятно выражать желания.

2-3 года

Полноценная речь
Речь малыша становится почти взрослой, потому что вслед за существительными и глаголами в ней появляются первые слова, относящиеся к другим частям речи. Малыш начинает употреблять местоимения, а заодно понимает, что у предметов есть род и число. Он открывает для себя прилагательные и теперь не просто называет предметы, а дает им характеристики. Он осваивает вопросительные слова, начинает постоянно спрашивать вас то об одном, то о другом. Он даже способен уложить в голове времена, склонения и спряжения, пусть пока и не знает, как они называются.

К возрасту трех лет с ребенком можно полноценно общаться, и сфера разговоров не ограничивается темами «кушать, играть, спать». Малыш знает 800–1000 слов, может рассказать вам, что делал в гостях у бабушки, ответить на ваши вопросы и задать вам в сто раз больше.

По большому счету, навыки речи у ребенка сформировались. Осталось только отполировать их, продолжая наращивать словарный запас и практикуясь в произношении.

Речевое развитие ребёнка 1-3 года

Возраст ребёнка Речевые возможности
1 год Малыш знает употребляет несколько лепетных слов, например: “мама, папа, баба, ам, ав…” Также пополняется пассивный словарь. Ребёнок уже знает название предметов, используемых в быту, названия некоторых животных, понимает имена всех членов семьи.
1 год, 3 месяца Активный словарный запас увеличивается до 30-40 слов. Причём, уже возможны построения двухсловных предложений, например: “ляля бух”, “папа дай”, “мама ам”.
1,5 года 40-50 слов, крохе легко повторить за взрослым часто повторяющиеся слова, появляется больше фраз.
1,5-2года Количество слов и фраз растёт. Ребёнок уже способен многое выразить словами. Малыши в этом возрасте могут договаривать слова и обрывки слов при прочтении взрослыми детских рифмованных стишков, песенок, прибауток.
2 года В норме словарных запас достигает до 200 слов. Вместе с существительными появляются и глаголы, и слова связки, и прилагательные. Появляются трёхсловные предложения.
2 года, 3 месяца Малыш может активно разговаривать, начинает пользоваться словоизменением, словообразованием. Распространяет предложения, пробует добавлять в них неиспользуемые ранее слова
2 года, 6 месяцев 200-300 слов. Кроха может говорить предложениями, задавать вопросы. Сохраняются трудности звукопроизношения, нарушены шипящие звуки (ш, ж), свистящие (с, з), сонорные (р, л). Это является абсолютной нормой для этого возраста.
3 года 1000-1500 слов. Речь ребёнка достаточна ясна и понятна, предложения всё еще включают аграмматизмы, но малыш уже может воспроизводить стишки, петь песенки и является полноценным участником семейных бесед.

Конечно, приведённые примеры сильно усреднены и возможно отражают данные лишь части детей, развивающихся нормотипично. Отклонения в словарном запасе на пару-тройку месяцев не несёт в себе возможных опасений. Но можно отметить, что ребенок в полтора года уже должен произносить нестойкие простые фразы из двух слов. Возможно количество слов в запасе и не будет таким, как приведено в таблице. К двум годам малыш может пользоваться звукоподражанием, но их количество также должно постепенно увеличиваться.

Стимуляция малыша к осознанной речи

Когда ребенок начинает гулить и агукать

Когда младенцы начинают говорить первые слова, это становится радостным событием для родителей. Вполне здоровый ребенок может долго молчать, «как партизан», если родители не стимулируют его к произнесению осознанных слов. Известно, что мозговые зоны, отвечающие за развитие речи, активно развиваются во время любых действий руками: пальчиковых игр, рисования, лепки. Чтобы быстрее услышать первые слова, родители должны:

  • Чаще играть с ребенком в конструктор, кубики, пирамидки для развития координации движений и мелкой моторики;
  • Называть крохе предметы, которые он ежедневно видит (кошка, собака, ложка, машина);
  • Петь малышу детские песни и рассказывать подходящие по возрасту сказки («Колобок», «Курочка-Ряба»);
  • Рассматривать с младенцем детские иллюстрированные книги и составлять короткие рассказы по картинкам.

Произносить все слова в разговоре с малышом нужно четко, правильно ставя ударение и выговаривая все буквы. Если темп речи слишком быстрый, ребенок вряд ли что-то поймет, поэтому беседа взрослого и крохи должна быть спокойной, размеренной. Не рекомендуется включать малышу современные детские песни, звучащие в быстром темпе (например, ансамбль «Кукутики»), такая музыка – для ребят от 3х лет и старше.


Развитию осознанной речи способствуют игры на развитие мелкой моторики

Простые фразы

В полтора года малыш умеет строить простые фразы из коротких слов, например, «хочу есть», «дай пить» и т. д. Стоит отметить, что девочки начинают говорить быстрее, при наличии проблем рекомендуется показать ребенка логопеду.

Родители на этом этапе должны показывать какое-либо действие и называть его, малыш охотно будет повторять за взрослым. Запоминать слова лучше в игровой форме, малышу можно предложить поиграть в ладушки, и он охотно это продемонстрирует. В это период рекомендуется все комментировать и призывать малыша к действию.

Ребенок отлично запоминает часто используемые предметы и игрушки, все названия рекомендуется постоянно проговаривать вслух.

Мозг ребенка находится в постоянной активности, он каждый день запоминает информацию, даже если со стороны кажется, что процесс несколько замедлился. В определенный момент малыш выдаст все накопленные знания.

Во сколько месяцев или лет ребенок начинает говорить?

Речь не является врожденной способностью. Люди приобретают ее за счет взаимодействия с другими людьми. Формирование речи у ребенка – это чрезвычайно сложный процесс, который имеет тесную связь с его социально-эмоциональным развитием. Благодаря частым вербальным контактам с окружающим миром, дети обогащают словарный запас, учатся правильной интонации и акценту.

Развитие речи и языка осуществляется поэтапно. Следует помнить, что каждый ребенок должен пройти все этапы в той же последовательности. Темп усвоения языка разный. Первые слова должны появиться около 1 года жизни, предложения – примерно со второго. Иногда этот процесс немного затягивается.

0-3 месяца

В первый месяц жизни ребенок общается в основном криком. Задействовано при этой «речи» все тело: малыш подтягивает ручки и ножки, сгибает их, двигает головкой. Он одинаково «общается», испытывая голод, жажду или боль в животике, и взрослые сами должны догадываться, о чем идет речь.

Ребенок в этом возрасте нуждается во взрослых не только тогда, когда «кричит» о помощи. Когда малыш спокойный, он с удовольствием слушает голоса мамы и папы, поворачивает голову в сторону человека, который к нему обращается, все чаще смотрит на него и улыбается. Быстро учится распознавать голоса домашних и с удовольствием реагирует на них. Однако пока не  различает каких-либо слов. Малыш после первого месяца жизни также начинает произносить первые звуки, которые не являются криком. Это так называемое «гуление».

4-9 месяцев

Около четвертого месяца жизни «речь» ребенка становится более разнообразной. Появляются произносимые напевно строки гласных, например, «a-a-a-a-a», «у-у-у-у-у», потом первые слоги: «ма-мама», «па-па», «ме-ме», «те-те» и т. д. Это так называемый лепет. Около 6 месяца жизни ребенок начинает понимать первые слова – сначала имена: свое и близких людей.

Поэтому в этот период важно взаимодействие, основанное на альтернативном произнесении звуков – взрослые повторяют лепет ребенка, а он в свою очередь также пытается имитировать речь взрослых. Необходимо как можно чаще называть то, что малыш видит, что делает и т.д

После 6  месяца жизни дети уже четко реагируют на свое имя. Также начинает более интересоваться повторением того, что говорят взрослые, имитируют также некоторые жесты. Чтобы помочь младенцу в высказываниях нужно употреблять упрощенные названия действий и звонкие выражения (например, «па-па», «ам-ам», «коть-коть» или «мяу-мяу»).

Такие «слова»  ребенку легче повторить, а их использование является важной вехой в направлении повторения длинных слов. Этот период – это также время для игры в «ку-ку», «ладушки- ладушки» и для изучения жеста «пока-пока», «дай» и т.д

10-18 месяцев

Малыш понимает и говорит все больше и больше. Старается участвовать в каждом разговоре взрослых, усердно слушая при этом их диалог, и вставляет свои комментарии на непонятном пока языке. Но хотя содержание и неясно, интонация этих высказываний напоминает реальные предложения. После 10 месяцев жизни дети начинают говорить первые настоящие слова. Чаще всего они относятся к именам близких людей и знакомым, предметам и действиям. Малыш начинает говорить «мам» и «пап», имеет свои определения на имена братьев и сестер. Пытается называть предметы, упрощая звучание слова так, что иногда только члены семьи знают, о чем идет речь: например, «капка» — это шапка, а «липолет» — это вертолет. Появляется слово «дай», чаще всего как «да», а также вопрос «то это?», который в сочетании с жестом ручкой означает желание узнать, как называется указанный предмет.

Когда малыш называет то, что видит и делает, часто «по-своему», взрослые должны подтвердить его высказывание: «Да, это машина» и т. д. Нет большей мотивации для речи, чем осознание того, что другой человек нас понимает и ему интересно, что мы скажем. После первого года жизни ребенок также начинает показывать первые знакомые предметы на картинках (собака, мишка, мяч, кукла и т. д.).

Необходимо помнить,  что около 12 месяца жизни, то есть тогда, когда малыши начинают самостоятельно ходить, развитие речи может замедлиться. Малыш в это время так очарован завоеванием пространства, что совершенствует ходьбу, пренебрегая общением. Однако это только переходной этап.

18-24 месяца

Дети начинают воспринимать себя более четко, как отдельную личность. Определяют себя по имени и понимают смысл понятий «мое», «твое». Любимым словом малышей в этот период становится знаменитое «не»,  которое употребляется очень часто. Двухлетние дети начинают говорить первыми простыми предложениями, например, «дай мне машину».

Когда ребенок скажет «мама» и «папа»

Обычно ребенок произносит свои первые «МАМА» или «ПАПА» примерно в 11 – 20 месяцев. В этот же период появляются аналогичные слова, вроде «БАБА», «ДЯДЯ» и другие. Есть определенные упражнения, которые помогают укрепить мышцы ротовой полости и стимулировать развитие речи малыша:

Дующие, свистящие движения. Любое действие, связанное с напряжением ротовой полости, дает хорошие результаты. Полезными могут быть мыльные пузыри и различные свистки.
Сосательные движения. Стоит чаще давать малышу пить соки, компоты из соломинки, чтобы он мог сильно втянуть щеки.
Имитация звуков

Родители должны предлагать малышу сымитировать звуки животных, автомобильный сигнал или шум от пылесоса несколько раз в день.
Во время прогулки с ребенком важно говорить обо всем, что он видит. В парке или саду стоит объяснить, как прекрасна окружающая обстановка

При виде магазина или школы нужно рассказать, что это и зачем нужно.
Познакомите ребенка с музыкой, читайте книги, рассказы, учите стихи, поют песни. Они формируют такие хорошие качества, как честность, доброта, забота о других, а также знакомят с национальной культурой.
Попросите ребенка рассказать дедушке или бабушке любимую поэму или сказку. Так начинает развиваться монологовая речь.

Нельзя игнорировать вопросы ребенка, следует отвечать подробно. Когда его знакомят с названиями незнакомых объектов, произносить правильное название следует медленно и отчетливо

Важно объяснить, для чего их используют, охарактеризовать, подчеркнуть свойства. Так ребенок учится наблюдать и находить сходства и различия

Если вам понравилась публикация, пожалуйста, не забудьте поставить лайк и подписаться на наш канал, здесь будет много интересного!

Как правильно формировать речь

Отзывайтесь на гуление и лепет ребенка, подражайте его звукам, повторяйте их.
Говорите с малышом, когда ухаживаете за ним: пеленаете, кормите, купаете

Разговаривайте с ним в течение всего дня.
Читайте яркие разноцветные книжки каждый день.
Повторяйте короткие ритмичные стишки, потешки.
Учите ребенка именам близких людей и названиям всех окружающих его предметов.
Берите кроху с собой в новые места, бывайте с ним в разных ситуациях.
Обращайте внимание ребенка на различные объекты, которые издают звуки (животные, птицы, транспорт и т. д.).
Поощряйте попытки ребенка произносить новые слова.
«Проговаривайте» с малышом новые ситуации, в которых он оказывается, до, во время и после события.
Смотрите на кроху, когда разговариваете с ним.
Детально и красочно описывайте ребенку, что он слышит, видит, делает и чувствует.
Ставьте малышу детские песенки и сказки.
Разговаривая со своим маленьким собеседником, не подражайте детскому произношению, следите, чтобы ваша речь была четкой, выразительной (но без сюсюканий), грамотной, простой и ясной.
Хвалите ребенка каждый раз, когда он сам инициирует общение с вами.
Следите за тем, чтобы малыш не обозначал окружающие предметы звукопроизношениями

Родители могут употреблять упрощенные формы слов «дай», «ам-ам», «ту-ту» при общении с ребенком до года. Это поможет ему включиться в процесс развития речи. Потом желательно упрощенные слова сопровождать правильными названиями. Он увидел поезд: «Ту-ту!» — мама отреагировала: «Да, поезд поехал». Малыша спрашивают: «Кто это?» — он отвечает: «Гав-гав», — мама объясняет, что «гав» говорит животное «собака».
Обязательно исправляйте ошибки в речи малыша, делайте это тактично, иначе ребенок может потерять к вам доверие.
Обогащайте упрощенную речь ребенка: «Еще сок», — «Таня хочет еще апельсинового сока».
Выбирайте не повествовательный, а описательный стиль общения («Вон летит ворона» — «Посмотри, вон над тем домом летит ворона. Она черная и умеет громко каркать»).
Выслушивайте ответы ребенка на ваши вопросы, поощряйте его попытки высказаться.
Помогайте малышу учиться слушать и выполнять инструкции через простые просьбы, называя последовательность действий (лучше в игровой форме): «Сходи в свою комнату и принеси мишку».
Для развития речевых способностей ребенка очень важна игровая деятельность, через которую малыш познает окружающую его реальность. Поэтому играйте с малышом!
Включайте ребенка не только в игру, но и в реальное взаимодействие со всеми членами семьи. Обязательно давайте крохе полезные поручения. Передавайте через него просьбы к другим взрослым. Благодарите за помощь.
Каждый день читайте; возможно, чтение должно стать частью вечернего ритуала отхода ко сну.
Всегда внимательно слушайте, когда ребенок говорит с вами.
Объясняйте малышу, о чем вы думаете, что планируете, делаете, как рассуждаете.
Задавайте ребенку вопросы, стимулируя его к размышлениям, побуждайте его к ответам.
Обсуждайте с малышом, как он провел день в детском саду, как прошла ваша совместная прогулка. Поиграв с ребенком, вспоминайте самые интересные моменты.
Пользуйтесь наглядным материалом. Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения.
Показывайте ребенку, что вы внимательно его слушаете: кивайте, улыбайтесь, отвечайте на его вопросы.
И главное: поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.

Этапы развития речи ребенка

С момента появления малыша на свет и до 6 месяцев при общении с ребенком начинают закладываться основы его речи в будущем.

Достижения до полугода

  • В 1 месяц карапуз начинает реагировать на речь взрослого человека. Перестает плакать, когда мама или папа наклоняется и начинает нежно с ним говорить;
  • К концу 3 месяца при общении с взрослыми, оживляется и начинает в ответ гулить. Преобладают звуки, «г», «к», «н»;
  • В 5 месяцев кроха ищет, откуда издается звук, поворачивая голову. Во время «пения» меняет интонацию голоса;
  • Ближе к 7 месяцу ребенок учится говорить «ба», «ма». Возникает понимание, о чем идет речь: прислушиваясь к голосу, различает, когда говорит мама, когда папа, а когда бабушка с дедушкой.

Что умеет говорить малыш до 12 месяцев

  • В 8 месяцев кроха начинает говорить слогами: «ма-ма-ма» или «ба-ба-ба». Проскальзывают звуки «п», «б», «м», «г», «к», «э», «а»;
  • К 10 месяцам в общении начинают появляться пара слогов, например: мама, ляля;
  • В год малыш может говорить около пяти слов состоящих из двух слогов. Относит на место кубики, пирамидку, мячик. Ищет по просьбе папу или целует маму, понимает, если ему говорят «нельзя». К концу первого года сыночек или доченька порадует вас первым таким трепетным и долгожданным словом «мама»;
  • С 1 до 3 лет словарный запас быстро пополняется, потому, как в этом возрасте он больше познает мир. Идет ознакомление со всеми предметами, связывает их между собой.

Что говорит кроха с одного года до двух

  • В год и три месяца малыш говорит 5-6 слов. Понимает, что от него хотят, показывает пальчиком на картинке животных, которые ему знакомы;
  • Полтора года. Кроха говорит 8-15 слов, показывает 2 части тела;
  • К концу второго года жизни начинает показывать многие части тела. Соединяет по 2 слова, например «вава ручка» или «мама дай». В словарном запасе уже 20 слов.

Что говорит ребенок на втором году жизни

  • В 2 годика кроха говорит 50 слов. Если Вы попросите ребенка пойти в комнату и вынести на кухню миску он это сделает. Знает в каких случаях говорится «я», а когда «мне» или «тебе»;
  • В 2 с половиной года может показать и сказать «кто стоит», кто лежит». Начинает понимать значение предлогов, например «на чем ты лежишь?». Запоминает цифры в правильном порядке, может посчитать до 3.

В 3 года ребенок с вами говорит, он умеет спрашивать и рассказывать предложениями. Знает, как зовут, сколько лет и даже где живет. Помнит прочитанную мамой, или папой понравившеюся книжку.

Этот возраст называется «почемучка», крохе становится интересно: почему машина едет? а как она едет? почему собачка лает?.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector