Как научить говорить ребенка в 2 года?

Как развить фонематический слух?

Развитие фонематического слуха необходимо для правильного распознавания детьми фонем родного языка. Фонемами считаются слова с одинаковой звуковой основой – например, «кабан-банка» или «сон-нос». Способность распознавать фонемы дается человеку с рождения, но без грамотной систематизации не обойтись. Логопедия предлагает массу веселых игр, направленных на развитин этой способности. Остановимся на некоторых подробнее:

  • Узнай инструмент. Для тренировки фонематического слуха идеально подходят музыкальные инструменты. Если у вас в доме есть барабан, дудочка, гитара, бубен – отлично. Возьмите все инструменты и спрячьтесь за дверью или в другой комнате. Поочередно играйте на каждом из них, предлагая малышу на слух определить, какой инструмент прозвучал.
  • Кто говорит? Заготовьте для упражнения картинки с изображением разных животных. Показывайте картинку ребенку и просите его проговорить тот звук, который характерен для выбранного вами животного.
  • Повтори за мной. Обучаем малыша ритму.Простучите несложный ритм и предложите ребенку повторить его. Постепенно усложняйте упражнение, задавая более сложное сочетание звуков. Если кроха успешно справляется с заданием, попросите его простучать свою композицию, а вы за ним повторите.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как сделать массаж рук для детей для развития речи?

Ждать быстрых результатов от крохи в год-два не стоит, но регулярные уроки обязательно принесут положительный эффект. Пройдет время и ваш маленький ученик научиться владеть звуками и речью. Игры помогут развить у ребенка абстрактное мышление и память, разбудят способность к восприятию фонематического слуха, улучшат речевые навыки. Логопеды часто дают подобные советы родителям, указывая на их простоту и доступность.

Что делать, если ребенок к 2-3 годам не начал говорить?

В норме ребенок в 7 месяцев начинает лепетать, а до конца года осваивает первые слова. Затем в речи используются простые фразы, состоящие из существительных и глаголов. В 2-3 года речь становится достаточно разнообразной, а ее грамматическая структура усложняется.

Если ребенок не начал говорить к 3-х летнему возрасту, то родителям следует забеспокоиться. Необходимо обратиться к специалисту, так как причина отсутствия речи может быть следующей:

  • нарушения слуха;
  • задержка развития (часто возникает у недоношенных детей, при родовых травмах);
  • умственные отклонения.

Ребенок может не говорить из-за отсутствия мотивации, когда родители предугадывают все его желания, дают необходимую вещь, стоит только протянуть руку. В таком случае нужно изображать непонимание. Если ребенок хочет конфету и тянет руку, то нужно делать вид, что его просьба непонятна, поэтому он должен выразить ее словами.

Еще одна причина неразговорчивости малыша – отсутствие общения. Это касается не только отношений внутри семьи, но и контакта со сверстниками. Дети до 3 лет часто еще не ходят в садик, а если их сверстников нет и на игровых площадках, то общаться попросту не с кем. Необходимо обеспечить ребенку общение, посещать площадки, где больше его сверстников, записать его в какой-нибудь кружок или школу развития.

Если ребенок не говорит в 2-3 года, а ранее уже начинал разговаривать, то причина обычно кроется в нервном потрясении. В этом случае необходимо лечение.

Отсутствие речи может быть связано с билингвизмом – использованием двух языков в семье. Ребенок может знать довольно много слов, но не понимать их. Решение проблемы простое – хотя бы до достижения 5 лет ограничиться использованием одного языка, пусть ребенок сначала освоит одно направление.

Развитие речи крайне важно для детей 2-3 лет. Ребенок в таком возрасте еще только освоил простейшую речь, пополняет свой словарный запас, учится выражать свои мысли

Родители должны принимать активное участие в речевом развитии ребенка – для этого существует множество различных методов.

Игры, занятия по развитию речи у детей

Развивать говорение необходимо с рождения. Отличным подспорьем будут детские песенки, малыши любят пропевать их вместе с родителями. Мамы удивляются, как кроха быстро запомнил колыбельную. До двух лет ребенок слушает песню молча, но поет каждый раз с мамой про себя перед сном. Он не умеет пока говорить, но уже осмысливает происходящее, слушает, запоминает, чтобы потом воспроизвести. По такому же принципу советуют в возрасте с 2,5-3 лет включать песенки про алфавит или счет («Один чайник на столе, ножки две и ручки две, три у клевера листа, четыре лапы у кота…»). Кроха может не понимать истинное значение счета, но запомнит его количественное обозначение.

Действенный способ развить речевую деятельность крохи в 2 года − играть.

Ловкая буква Если малыш знает уже несколько букв, можно выучить новые во время игры. Мама (папа) кидают малышу мяч и произносят букву, которую ребенок еще не знает, в ответ он должен кинуть мяч и произнести уже известную ему букву.
Ладушки Эффективно дается игра в ладушки, ее любят практически все детки. Под стих «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки. Чего ели? Кашку. Чего пили? Молоко. Молоко сладенько, бабушка добренька». Родитель играет с малышом в ладошки. Взрослый может начинать стих, ребенок заканчивать каждую строчку самостоятельно.
Одинаковые карточки Крохе необходимо найти или подобрать одинаковые картинки. Лучше использовать в игре животных, чтобы можно было спросить у ребенка, как говорит зверь.

Действенный прием развития речи у детей в 2 года − артикуляционные упражнения. Нужно приучать ребенка с рождения владеть языком, губами, щеками. Попросить надуть одну щеку, другую, уколоть их пальчиком и сдуть постепенно. Изображать трубу губами со звуком «уууу», паровоз губами «чух-чух», вытягивать и прятать язычок в домик, дуть пузыри, погасить воображаемую свечу. Упражнения способствуют лучшему овладению процессом говорения.

Эффективно помогают глупые вопросы взрослых или игра в Незнайку, как называют ее психологи. Неговорящий ребенок указывает на какой-либо предмет с целью получить его, родители спрашивают, что ему нужно, но не могут никак угадать. Пример: малыш тянется за яблоком, мама говорит: «Что тебе дать? Лопатку? Кружку? Воду?». Это будет отличным уроком для маленького крохи, придет осознание, что чтобы что-то получить, нужно научиться высказывать свои мысли.

Логопеды и психологи отмечают, развитие говорения проходит легко и непринужденно у детей, с которыми активно разговаривают родители еще с перинатального периода, когда кроха жил в животике у мамы. После рождения не стоит прекращать игровую деятельность, петь песенки, читать сказки и стихи. Малыш не может говорить, но ежедневный монолог родителей, пение, знакомство с окружающим миром способствуют активному говорению в дальнейшем.

Как научить ребёнка разговаривать в 3 года

При серьёзных патологиях коррекцией речи занимаются узкие специалисты: логопеды, дефектологи. Возможно медикаментозное решение неврологических проблем. Если же ребёнок просто не торопится
разговаривать или живёт в неблагоприятной речевой среде, помочь ему справится с проблемой необходимо
самим родителям.

Основные рекомендации:

  • Развитие понимания речи — малыша просят выполнить просьбу (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций — прячут
    игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка,
    приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото
    близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики — здесь отлично
    подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения
    Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи
    мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания
    снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы — отбиваем ритм рукой,
    детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений — здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами
    мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение
    цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря — показывание и называние предметов и явлений окружающего мира,
    проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой,
    В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и
    комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не
звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями
взрослых.

Запишитесь на консультацию. Детский логопед и психолог центра определят индивидуальные особенности речевого развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Легкие способы устранения барьеров у малыша

Кроме милых потешек, легких песенок, которые часто встречаются на уроках у логопеда, можно дома самостоятельно заниматься с вашим подрастающим болтуном. Для этого есть несколько простейших хитростей.

Хитрость №1: «Ничего не понимаю» поможет ребенку преодолеть барьер, а дальше научить его будет уже просто;

Поиграйте с ребенком в игру, будто вы совершенно не понимаете, что он хочет. Показывает пальцем на конфету, дайте ему в руку игрушку. Но не ругайте его, не смейтесь, а комично разыгрывайте ситуацию: «ах, какая я непонятливая».

Также можно играть и с игрушками, которые предварительно необходимо расположить высоко, чтобы ребенок не достал. Когда он жестами объясняет, какую игрушку ему подать, давайте ему совершенно другую.

Важно! Каждой игрушке дайте имя или обозначьте ее словом, которым ребенок должен ее называть. «Киса», «Собачка», «Кукла Катя» и т

д.

Когда будете протягивать ему игрушку, повторите несколько раз: «Дать тебе собачку? Держи собачку».

Ребенок начнет повторять за вами все слова, а возможно, если будете играть часто, он поймет, что незачем терять время в объяснении непонятливому взрослому, проще сказать и сразу получить нужную вещь.

Совет! Проявите терпимость к начинающему болтуну. Заинтересуйте его яркой игрушкой, но сразу не отдавайте. Постарайтесь достичь момента, когда ребенок повторит за вами имя игрушки.

Неадекватная реакция ребенка: крики, топанье ногами и т. д. – означают «стоп игре». Игрушку в таком случае давать нельзя.

Хитрость №2: «Самое важное поручение» легкий способ научить малыша болтать с удовольствием. Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность

Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию

Дети с самых ранних лет любят, когда на них возлагают ответственность. Поэтому старайтесь чаще просить ребенка принести что-то или узнать у папы, бабушки, дедушки какую-то важную информацию.

Обязательно объясните малышу, как вы возлагаете на него надежды и что он незаменим. Только он может справиться с такой непосильной задачей. Это станет стимулом для ребенка, ведь чтобы выполнить задание, нужно заговорить.

Хитрость №3: «Договори за меня».

Всеми любимый и известный способ, помогающий детям говорить без страха ошибиться. Вы произносите начальный слог и побуждаете своего малыша договорить за вас следующий. Благодаря коллективному творчеству, ребенок сможет «разговориться». Но таким способом не стоит злоупотреблять, чтобы не было как в анекдоте про месяца;

Собирая воедино мои советы, я могу точно сказать одно: если ребенок не говорит в 2 года, хотя вы стараетесь его научить – это еще не повод для паники. Разговаривайте, пойте, болтайте и главное – веселитесь, и все будет хорошо!

  • Почему ребенок не слушается?
  • Как развить самостоятельность у ребенка?
  • Почему дети плохо спят?

Развитие речи у детей 4-6-летнего возраста

В старшем дошкольном возрасте (4-6 лет) ребенка нужно уже готовить к школе, увеличивать его словесный багаж. Детская поэзия позволяет тренировать память, а также развивать речевую функцию. Разучивая стихи, малыш оттачивает мастерство ораторства.

Примеры детских стихов для развития речи:

А. Барто − «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Помощница», «Блинчики», «Катя», «Совесть», «Мама или я», «На уроке», «Лялечка», «Королева».
К. Чуковский – «Бутерброд», «Обжора», «Радость».
С. Михалков – «Андрюшка», «Мой щенок», «Бараны», «Если».
Э

Успенский – «Маленькая школьница», «Берегите игрушки», «Тигр вышел погулять», «Что у мальчиков в карманах».
Даниил Хармс – «Буря мчится, снег летит», «Кошки», «Лиса и петух», «Удивительная кошка».
Кирилл Авдеенко – «Важное совещание», «Домовята и каша», «Капельки дождя», «Кот Маркиз», «Крот Егор», «Кряк и бряк».

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

  • Колесо лопнуло. Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос. Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник. Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

Причины задержки психического речевого развития ребенка

Есть много факторов, которые могут спровоцировать заболевание. Их можно разделить на группы:

  1. Внутриутробное развитие. Гипоксия, инфекции плода. Влияют на его развитие после рождения и болезни, травмы, которые перенесла мама во время беременности.
  2. Осложненные роды. Травматичные, преждевременные или быстрые роды, обвитие.
  3. Заболевания в первый год жизни. Нейроинфекции, травмы головного мозга.
  4. Генетические факторы. Хромосомные аномалии и наследственность — болезнь имеет свойство усугубляться у последующего поколения.

Задержка психического речевого развития ребенка может появиться на фоне заболеваний, которые нарушают работу головного мозга. К ним относят: врожденные заболевания ЦНС, эпилепсию, гидроцефалию, ДЦП, опухоли головного мозга, нарушения оттока ликвора.

Как правило, о перечисленных выше ситуациях — врожденных нарушениях, первичных болезнях и травмах – родители узнают сразу и оказывают чаду помощь — проходят лечение, курсы реабилитации.

Но есть ситуации, когда ребенок рождается здоровым физически и психически, растет и развивается в соответствии с возрастной нормой. А потом вдруг ему ставят диагноз ЗПРР. Способствовать этому могут социальные факторы: гиперопека или, наоборот, жестокость, насилие или безразличие по отношению к чаду, тяжелая психологическая травма, неблагоприятный психологический климат в семье.

Как помочь малышу заговорить

развивающие методики могут быстро развить речь ребёнка

Первое, на что следует обратить внимание — это жизненный уклад вашей семьи. Вы должны создать обстановку, в которой ребёнок захочет либо будет вынужден заговорить

Гиперопека в этом случае — точно не ваш помощник. Для скорейшего развития речи нужно создать обстановку, где в центре внимания будет не ребёнок (в этом случае у него часто просто нет необходимости в речи), а предметы и их свойства. Побуждайте малыша к исследованиям, учите давать характеристики предметам, привязывать определённые звуки к различным существам.

Будьте внимательны к ребёнку — возможно, вы сами найдёте оптимальный вариант, который будет наиболее уместен именно в вашем случае. В случае с моим третьим ребёнком, когда я заметила, что ему нравится подпевать различным исполнителям, я стала включать для него развивающие песенки. Уже через две недели словарный запас ребёнка заметно увеличился.
Озвучивайте всё, что вы делаете. Называйте предметы и их свойства, свои действия

При этом важно, чтобы ребёнок не просто видел и слышал то, что вы делаете, а был непосредственным участником происходящего. Не должно возникать ситуаций, когда вы говорите, будто сами с собой.
Любую попытку говорить — приветствуйте

Проявите внимательность, покажите, что вам важно и интересно то, что говорит ваш ребёнок. Не смейтесь над его несовершенной речью, это может надолго отбить желание разговаривать.
Обеспечьте ребёнку общение со сверстниками
Если он пока не посещает детский сад, чаще выводите его на детские площадки.
Обратите внимание на развитие мелкой моторики. Развивающие игры в этом направлении стимулируют речевую активность.
Читайте вместе детские книги, рассматривайте иллюстрации, описывайте их как можно более подробно: «Это собачка
Вот её носик. Носик чёрный».
Приобщайте ребёнка к беседе, задавайте ему вопросы: «Как говорит собачка?», «Кто пришёл с работы?»
Ставьте ребёнка в условия, где для того, чтобы получить желаемое, ему нужно попросить об этом. Делайте вид, что не понимаете до тех пор, пока не услышите: «Дай!». Но не переусердствуйте, доводить малыша до истерики настойчивыми требованиями говорить нельзя.

Примеры игр для развития речи

Театр. Вы можете попробовать разыграть кукольный театр, надев на руку варежку-игрушку либо за её отсутствием, говорить от имени любимой игрушки ребёнка. Пусть игрушка поздоровается с малышом, расспросит его о семье: «Как зовут твоего папу?», «Где сейчас твой папа?», «Как зовут твоего братика?».

Закончи слово. В различных ситуациях провоцируйте ребёнка заканчивать за вами простые слова. Например: «Кто пришёл с работы? Па…» — здесь обратите взгляд на ребёнка, просите его произнести недостающий слог.

Пластилин. Этот материал станет для вас незаменимым для развития речи. Лепите вместе с ребёнком, озвучивая свои действия: «Давай сделаем кису. Это будет носик… Но…» просите закончить за вами. Давайте малышу лепить вместе с вами. Вылепите простые фигуры: шар, квадрат, скатайте палочку. Для него это будет идеальным занятием для развития моторики. Не бойтесь, что ребёнок всё вокруг испачкает. Сделайте этот процесс ритуалом, где лепить нужно на досточке и нигде больше. Дети в этом возрасте ус удовольствием участвуют в ритуалах.

развитие мелкой моторики

Кто говорит? Рассадите игрушки на диване. Издавайте звуки, характерные для животного и просите указать на эту игрушку. «Мяу! Кто говорит мяу? Кися! Как говорит кися?» Просите малыша произнести название животного, а потом наоборот — какие звуки издаёт животное.

Снежинки. Сделайте несколько импровизированных снежинок (разорвите ватный диск, салфетку на несколько частей), положите их на ладонь, затем сдуйте с возгласом: «Снежинки полетели!». Потом просите ребёнка сдуть их самостоятельно. Такая игра укрепит лицевые мышцы, которые участвуют в артикуляции. Но не играйте слишком долго: пять–шесть раз — после небольшой перерыв. От такой игры у ребёнка быстро закружится голова.

Ошибки родителей и как из избежать

Мамы, папы, бабушки, дедушки в общении с ребенком допускают некоторые ошибки. Впоследствии они могут тормозить развитие речи чада или формировать неправильное восприятие и усложнить процесс овладения родным языком.

Вот эти ошибки:

Считать, что дитя ничего не понимает. Даже в грудничковый период формируется пассивный словарь, они учатся реагировать на обращение к ним. Иначе откуда ребенок, который не общался ни с кем, кроме родственников, вдруг «выдает» бранные слова, например? Говорили так при малыше? Не удивляйтесь;
Подражать «детской» речи. Сюсюканье, уменьшительно-ласкательные формы слов только усложняют их восприятие, мешают нормальному развитию речи. Крохе проще запомнить, а потом сказать слово «мяч», чем «мячик». Но и упрощать слова тоже не стоит. Если хотите, чтобы дитя начало говорить правильно, говорите с ним правильно с самого начала;
Говорить много

Для нормального развития речи важно говорить с малышом. Но не используйте витиеватые обороты, сложные слова

С крохами 1 – 3 лет говорите простыми предложениями. При общении учитывайте уровень развития речи детей по возрастам;
Не разговаривать вообще. Ребятам с дефицитом общения в раннем детстве часто диагностируют речевые и психические отклонения;
Не объяснять. Объясняйте значение слов. Еще правильнее — продемонстрируйте наглядно. Сказать, «яблоко — это фрукт» и показать реальное яблоко или на картинке. С первых месяцев жизни носите дитя на руках и показывайте ему все, что оно видит вокруг: предметы быта, деревья, машины, кошек, собак, птиц на улице — и называйте их. Это лучше всего развивает ваше чадо;
Говорить невнятно, быстро. Когда говорите с дочкой или сыном, обязательно повернитесь к нему лицом, чтобы он видел ваши губы
Говорите четко, членораздельно, акцентируя внимание на артикуляции, не «комкайте» слова — по-другому ваше дитя просто не поймет, откуда берутся звуки и как их произносить. Работайте над своей дикцией, темпом разговора.

Лучший способ общения с малышом — как со взрослым. Спокойным голосом, но с доброжелательной и ласковой интонацией. Именно такое обращение мамы и папы способствует формированию правильной речи у их сына или дочки.

Советы логопедов родителям

Часть рекомендаций мы дали выше. Но есть еще несколько.

Во-первых, проверьте, не входит ли ваше чадо в зону риска по задержке речевого развития. Это детки, у которых имеются перинатальные поражения центральной нервной системы и другие неврологические проблемы, родовые травмы, частые болезни в первый год жизни, поствакцинальные осложнения — на фоне таких проблем речь может формироваться медленнее.

Во-вторых, обратите внимание, когда дитя впервые начало гулить, сказало первые слоги, слова. Если намного позже установленной нормы, проконсультируйтесь с логопедом или неврологом

В-третьих, когда малышу исполнится 2 – 2,5 года, покажите его логопеду. Особенно если он в зоне риска. Это позволит вовремя выявить возможные проблемные точки в развитии речи и устранить их.

Игры с различными предметами и материалами

Дети в 2-3 года познают мир в форме игры

Важно начинать упражнения для развития речи незаметно, вовлекая ребёнка стишком, потешкой или любимой игрушкой

Артикуляционные упражнения

Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, направленных на развитие и укрепление мышц языка. Логопеды проводят занятия с детьми, используя различные инструменты для поддержания язычка. Например, если ребёнок не может прижать язык к небу, специалист поможет ему в этом специальным приспособлением.

Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика начинается с общих упражнений. Ребёнка учат дышать носом при закрытом рте. Затем тренируют выдох ртом, закрывая ноздри ребенка. Все упражнения хорошо проделывать под счёт или музыку, через игровые приёмы. Существует большое количество упражнений в игровой форме, наример:

«Кораблики». В емкость с водой опускаются бумажки, на которые нужно дуть, чтобы они достигли противоположного края;

Артикуляционная гимнастика состоит из упражнений на различные мышцы лица: нижней челюсти, губ, щёк, мягкого нёба, языка.

Можно надувать щечки, вытягивать трубочкой губы. Языком изображать маятник, тренировать его сопротивлением, упершись им в зубы. А также учиться придавать ему форму: широкий язык вывести за зубы и сделать его в форме чашечки или, наоборот узким, как иголочка.

Сейчас есть много логопедических методик, с которыми можно ознакомиться в интернете или приобрести книги. Например, у Е. Колесниковой есть учебно-методические пособия для разных возрастных групп.

Важно! Эффект от каждого упражнения будет лучше, если сопровождать его соответствующей картинкой

Ребенок с разрисованными ладошками

Постоянно разговаривайте с ребенком!

Что бы вы ни делали, все ваши совместные действия с малышом должны сопровождаться обсуждением происходящего. В то же время многословить тоже не нужно. Разговор с ребенком должен быть неторопливым, с яркой интонацией и четким произношением слов. Необходимо называть точными словами все предметы, их признаки, качества и свойства (мягкий, пушистый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.). Таким образом, вы создаете питательную речевую среду для развития ребенка.

Почаще сравнивайте предметы друг с другом (на моей кофте большие пуговицы, а на твоей – маленькие, этот дом высокий, а этот низкий). Объясняйте причинно-следственные связи и мотивацию тех или иных действий (моем руки – будем кушать, надеваем куртку – идем гулять, заиграла музыка – потанцуем) и подчеркивайте результативность этих действий (руки помыли – они стали чистыми, ребенок оделся – ему тепло).

Советую также почитать статью «Развитие речи до года». Абсолютно все рекомендации по ведению разговора с ребенком до года верны и в возрасте 1-2 лет.

Ну и под конец, хочу напомнить про одно очень полезное пособие — «Альбом по развитию речи для самых маленьких» (Ozon, My-shop). О нем я уже немного писала раньше .

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

Искренне ваша, Яна Разначенко

Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

  • Задувать свечку;

  • Дуть в дудочку;

  • Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

  • Надувать мыльные пузыри;

  • Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

  • Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector