13 способов научить ребенка говорить в 1,5, 2-3 года

Как общаться родителям с ребенком?

  • При разговоре используйте максимально простые фразы из 2-3 слов, например, «ешь кашу», «дай руку», «ложись спать».
  • При выполнении команды сначала параллельно демонстрируйте, что нужно сделать, чтобы ребенок связал ваши слова с конкретным действием или предметом. Когда он хорошо усвоит ее, откажитесь от подобных подсказок.
  • Проговаривайте все действия. Например, во время приема пищи приговаривайте «ешь кашу» и т. д. Пользуясь тем или иным предметом, назовите его несколько раз.

Крайне важно исключить лишние шумы из окружения малыша: телевизор, планшет, музыкальные игрушки. Введите дома режим тишины

Это пробудит у ребенка естественный интерес к окружающему миру и его звукам.

К каким специалистам стоит обратиться?

Если малыш практически не разговаривает в 3 года или делает это плохо, следует пройти комплексный медицинский осмотр у таких специалистов:

  • педиатр (выявляет наличие нарушений и направляет на осмотр к другим специалистам);
  • оториноларинголог или сурдолог (проверяют слух ребенка);
  • логопед и дефектолог (с помощью тестирования определяют уровень развития речи, выявляют отклонения в ее формировании);
  • невропатолог (изучает малыша на наличие патологий нервной системы);
  • психолог (выявляет нарушения в эмоциональном состоянии малыша);
  • психоневролог (может потребоваться для точного определения диагноза).

Если психологическое и физиологическое состояние малыша в норме, справиться со сложностями в речевом развитии ему помогут логопед и родители. Для этого нужно не только обратиться к грамотному врачу, но и постоянно работать с малышом дома.

Примерная программа коррекции

При борьбе с ЗРР и алалией стоит учитывать важную вещь: готовых программ не существует. Для каждого ребенка упражнения подбираются индивидуально и с учетом особенностей.

Упражнения направлены на решение разных проблем. Гимнастика для языка нужна для выработки тонких движений. Также есть комплексы для выработки движений челюсти и губ.

Выполняют комплексы каждый день перед зеркалом, обучая ребенка визуальному контролю. Дополнительно дается дыхательная гимнастика, которая нужна для отработки речевого выдоха. Для этого предлагают сдувать разные бумажные игрушки, султанчик, перья и т. п.

Ключевая задача коррекции ЗРР и алалии – это вызвать активную речь. На первом этапе она может быть любой, даже со звукоподражаниями по типу «ляля», «баба», «няка» и т. п. Как только они начнут появляться, вводят простую фразу «Ляля, на» и дают ребенку куклу.

С трехлетними детьми не рекомендуется использовать картинки, нужны только объемные игрушки. Для развития сенсорного восприятия дают разные крупы, ткани, коврики с различной текстурой. Через многообразие ощущений стимулируется нервная система.

Хорошо зарекомендовала себя методика Новиковой-Иванцовой. Она заключается в использовании символов звука и пропевания гласных. Ребенку показывают картинку плачущей девочки, предлагают сказать, как она плачет: «ААААААААА».

После того как удастся вызвать гласные, переходят к согласным, таким как «Б», «П», «В», «Ф» и т. п.

После появления и закрепления звукоподражаний вводят в речь сложные слова. В качестве материала и сборника игр используют пособие Четверушкиной или Черенковой. Они последовательно дают материал с постепенным усложнением.

В домашних условиях полезно петь с малышом, играть, выполнять движения под музыку, много гулять. Чем больше впечатлений, тем быстрее он будет развиваться.

Обязательно работают над лексикой и грамматикой. Используют игры с куклами, фигурками, другими предметами. Учат классифицировать, выделять лишнее, образовывать множественное и единственное число. Чем больше игр, тем лучше.

Для отработки тем используют разные приемы. Предлагают накормить куклу (Что она ест? – Она ест вафли, тосты, торты), сходить в игрушечный магазин за покупками. Детям нравятся такие игры, они активно участвуют в них.

Родителям стоит готовиться к длительной коррекции. На нее уйдет около трех лет, в тяжелых случаях около пяти лет. Только при условии каждодневных занятий удастся добиться результата. Комплекс гимнастики, упражнения дает логопед.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит

Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова

Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Причины речевых проблем

Многие проблемы в речевом развитии детей обнаруживаются на обязательном медицинском обследовании, которое включает посещение терапевта, хирурга, офтальмолога, ЛОРа, невропатолога

Если ребенок в 3 года не разговаривает, то особое внимание родителям стоит уделить консультации невропатолога. Он поможет выяснить причину того, почему ребенок не хочет или не может общаться

На то, что ребенок плохо говорит, могут повлиять следующие факторы:

  1. Кислородное голодание плода во время беременности.
  2. Раннее рождение. Преждевременные роды зачастую дают осложнения для новорожденного на различные внутренние органы.
  3. Нарушения неврологических функций вследствие сложных родов.
  4. Наследственность. Нередко можно услышать о том, что папа или мама чада сами начали поздно разговаривать.
  5. Социальное окружение.
  6. Нарушение слуха. В этом случае ребенок не разговаривает потому, что неотчетливо слышит звуки и не может их правильно воспроизвести.

Если ребенок не говорит в 3 года, а все обследования родителями пройдены, то стоит обратить внимание на то, чем малыш занят в течение дня. Общеизвестно, что каждому человеку необходима социализация

Любой коллектив может подтолкнуть к общению, разговорить малыша

Обязательно стоит водить детей на развивающие занятия, не столь важно, будут они платные или бесплатные. Новые впечатления и радостные эмоции подтолкнут к общению и желанию поделиться с родными приятными мгновениями

Зачастую родители настолько заняты своими делами и проблемами, что единственным развлечением для малыша становится просмотр мультфильмов. Это категорически недопустимо. Ведь именно в этом возрасте он впитывает всю информацию, получаемую из окружения. Чтение детской литературы, интересные ролевые игры обязательно помогут ребенку трех лет разговориться.

Куда обращаться?

Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.

Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:

  • денверский тест;
  • МРТ;
  • тест Бейли;
  • ЭХО-ЭГ.

Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.

Лечением ЗРР занимаются такие доктора:

  • логопед;
  • дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
  • невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
  • ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
  • психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).

Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.

Умственная отсталость и ЗПР: в чем разница

Оба состояния очень похожи между собой, поскольку и в том, и другом случае наблюдается искажение, нарушение психических функций и несоответствие уровня развития ребенка его возрасту. То есть поведение, эмоции, интеллект находятся на стадии, характерной для младшего возраста. Однако специалист обязан провести дифференциальную диагностику, чтобы определиться с диагнозом

Это очень важно, поскольку умственная отсталость и ЗПР подвергаются различным методам терапии, преследуемым отдельные цели

Чтобы быстрее уловить разницу между расстройствами, представим их сравнение в виде таблицы:

Вид расстройства

характеристики

               ЗПР

                УО

Характер

Обратимый

Необратимый

Вид нарушения

Замедление темпа психического развития

Недоразвитие коры ГМ, вызывающее недоразвитие психических функций

Масштабность

Парциальность – частичность, одни функции развиты лучше, другие хуже

Тотальность – страдают практически все функции

Первичный дефект

Частичное повреждение базальных структур

Недоразвитие лобно-теменного отдела ГМ, провоцирующее недостаточность высшей психической деятельности

Как развивается

Снизу вверх: изначально страдают элементарные процессы психики: внимание, память, эмоции, вызывая дефекты мыслительной деятельности.

Сверху — вниз: в первую очередь наблюдается недоразвитие мышления, нарушающее все другие психические функции

Игра, важнейшая деятельность для детского возраста, при ЗПР более эмоциональна, но довольно скудная, ограниченная, сложно дается ее образное представление. Для детей с задержкой ПР характерно застревание на сюжетной игре, не доходя до сюжетно-ролевой стадии. Детки с УО зацикливаются на предметной игре.

Следует отметить, что оба расстройства влекут за собой нарушение интеллектуальной, познавательной, социальной сферы. Но при ЗПР эти нарушения носят менее угрожающий характер и обладают возможностью их дальнейшего развития при должных условиях. При умственной отсталости, к сожалению, нет вероятности прогрессирования психического развития. Сформированный дефект, независимо от степени, стойкий и неизменный.

Слабоумие, в отличие от ЗПР, влечет за собой распад личности, тотальную, грубую разлаженность деятельности с практически полным отключением функций.

Чем мы можем помочь?

Помощь зависит, прежде всего, от причины задержки. Если это дефицит общения — следует больше разговаривать с ребенком, читать ему книжки, петь песни, потешки. Но при этом не нужно «скакать» вокруг ребенка и все время его развлекать, кидаться выполнять любые его желания — необходимо создавать ситуации, когда ребенок вынужден просить вас о чем-то. Одна мама постоянно твердила дочурке: «Скажи, что ты хочешь, я тебя не понимаю», добиваясь тем самым, чтобы девочка не мычала, указывая на предмет, а говорила «дай». Безусловно, здесь не нужно перегибать палку и доводить ребенка до слез, помните, что малышу с большим трудом даются первые слова.

Некоторые родители ошибочно полагают, что в обучении речевым навыкам ребенку может помочь телевизор. Это не так: когда ребенок слышит речь из динамиков, его тело никак не реагирует на звуки.

И, разумеется, обязательно покажите малыша отоларингологу и невропатологу. Ведь только специалист сможет определить наличие и степень серьезности заболевания или назначить правильное лечение. Если проблем со слухом у малыша нет, то ребенком будет заниматься невропатолог. При лечении задержек речевого развития помимо коррекционных занятий обычно используются различные ноотропные препараты, такие как кортексин, энцефабол, ноотропил. Эти препараты положительно влияют на высшие интегративные функции головного мозга, улучшая процесс обучения и память.

Иногда при задержке речи привлекают и логопеда, но, к сожалению, подавляющее большинство логопедов не работают с малышами до 3-4-х лет, а начинать работу с ребенком иногда нужно гораздо раньше.

Ученые Института мозга человека РАН разработали новый способ лечения задержек речевого развития у детей, который позволяет уменьшить проявления незрелости головного мозга. Это происходит с помощью лечебного воздействия постоянного электрического тока небольшой силы на ткани головного мозга. Воздействуя таким образом на мозг ребенка, ученым удается активизировать речевые зоны ребенка.

Когда ребёнок начинает разговаривать?

Речь формируется постепенно, но речевые навыки совершенствуются довольно стремительно, отклонения можно заметить ещё у грудничков. Сроки становления осмысленной речи – понятие относительное, некоторые дети уверено переходят от слогов к словам уже в 10–12 месяцев, другие ещё в 2 года только начинают делать первые попытки

Этапы развития речи

Возраст Речевые навыки
3 месяца Груднички активно гулят.
6 месяцев Дети живо реагируют на жесты родителей, особенно в процессе игр, груднички постоянно лепечут.
8–10 месяцев Умение повторять за родителями простые слова, появляются первые осмысленные слоги.
1 год Дети начинают говорить первые слова, словарный запас состоит минимум из 12–15 простых слов, произносят их чётко, используют часто и правильно. Умеют называть знакомые предметы на своём языке, но в словах присутствует много схожих звуков.
1,5 года Речь становится понятной для окружающих, дети легко выполняют простые просьбы.
2 года Словарный запас пополняется ежедневно, дети умеют объединять предметы по общим признакам, пользуются местоимениями, предлогами, глаголами. Даже если ребёнок не хочет говорить, при правильном развитии он легко совершает 2 последовательных действия.
2,5 года Дети активно общаются, знают названия животных, частей тела, начинают составлять предложения

Почему ребенок не говорит в 2 года

Неврологические заболевания зачастую являются одной из самых частых причин отклонений в речевом развитии детей. К ним относятся:

  1. Поражение центральной нервной системы и недоразвитие головного мозга.
  2. Общий гипотонус (и в частности гипотонус мышц лица).
  3. Врожденные патологии развития языка, губ, неба, лицевых мышц.

Неврологические патологии могут привести к возникновению тяжелых речевых расстройств, таких как:

  • Моторная алалия
  • Сенсорная алалия
  • Дизартрия
  • Афазия

Моторная алалия

Это заболевание, при котором ребенок может полностью не разговаривать, либо говорить плохо, путая окончания. При этом ребенок понимает что ему говорят взрослые.

Причина заболевания – поражение речедвигательного анализатора – центра Брока и его проводящих путей.

Признаки речевого нарушения:

  • Ребенок в 2 с половиной года еще не говорит. Первые слова начинает произносить в возрасте 4 лет.
  • Неправильно строит предложения, использует слов в неправильной форме и падеже.
  • Имеет очень скудный словарный запас.
  • Гиперактивный или, наоборот, малоподвижный.
  • Отказывается общаться со взрослыми и детьми, не хочет идти на контакт, порой агрессивен.

Сенсорная алалия

Заболевание, которое характеризуется недоразвитием импрессивной речи.
При сохранном слухе нарушается понимание речи окружающих.

Причина заболевания – поражение части головного мозга, отвечающей за правильный анализ речи.

Признаки данной патологии:

  • Расторможенная речь. Карапуз болтает, но взрослые не понимают что он говорит.
  • Низкий интеллект.
  • Когда с ребенком общаются, он с трудом воспринимает речь окружающих на слух.
  • Замена букв.
  • Произнесение нескольких слов слитно, единым словом.
  • Гиперактивность, в сочетании с подавленностью.

Дизартрия

Данное заболевание характеризуется сбивчивым ритмом дыхания, гнусавостью голоса, не четким произношением звуков.

На физическом уровне патология проявляется слабым тонусом лицевых мышц. Малыш почти не может поднять язык вверх, доставать им до внешних уголков рта. Язык ребенка, страдающего дизартрией в 2 годика, дрожит. Наблюдается обильное слюнотечение.

Причина заболевания – асфиксия головного мозга, генетическая предрасположенность, заболевания ЦНС.

Афазия

Является частой причиной того, что ребенок в 2, 5 года не разговаривает. При данной патологии речь ребенка искажена: нарушены произношение и смысл фраз. При этом слух может быть в норме.

Причина заболевания – травмы головы, онкологические заболевания, осложнения после инфекционных заболеваний.

Физиологические причины

К физиологическим причинам отсутствия речи в 2 года можно отнести следующие проблемы:

Нарушения слуха.

Любое нарушение слуха сказывается негативно на развитии речи. Дети, страдающие тугоухостью, всегда отстают в речевом развитии. Если ребенок в 2,5 года не разговаривает, родителям следует обратиться к отоларингологу и проверить слух малыша.

Недоразвитие речевого аппарата.

Слабость челюстных и лицевых мышц может стать причиной того, что ребенок в 2 года не говорит. Признаками нарушения артикуляции являются повышенное слюнотечение, приоткрытый рот малыша и возникающий рвотный рефлекс при попытке проглотить твердую пищу. Причинами нарушения артикуляции могут быть слишком раннее отлучения от груди, а также короткая уздечка под языком.

Генетическая предрасположенность.

Бывает так, что ребенку почти 2 года 9 месяцев, а он не разговаривает. С первого взгляда здоровый малыш, не имеющий никаких физиологических отклонений, может иметь генетическую предрасположенность к отставанию в речевом развитии.

Возможно, у кого-то из родителей или других родственников имел такую же патологию, и ребенку она передалась по наследству. В этом случае заставлять ребенка говорить бесполезно. Можно лишь помочь ему, стимулируя развитие речи при помощи игр и занятий.

Психологические причины

  • Часто ребенок в 2 года не разговаривает из-за отсутствия необходимости говорить. Взрослые предвосхищают все его желания, излишне опекают и у него отпадает необходимость заявлять о своих потребностях взрослым. В этом случае родителям стоит перестать опекать ребенка и начать стимулировать его речь: чаще задавать открытые вопросы, не спешить удовлетворить каждое желание чада, стоит ему только показать на желаемый предмет пальцем.
  • Частой причиной того, что ребенок в два года не говорит является стресс или испуг ребенка. Ребенок может развиваться нормально, а затем, пережив какой-либо стресс (разлуку с матерью, переезд, болезнь) сделать шаг назад в речевом развитии.

Наиболее популярные вопросы

Существуют ли специальные методики по обучению речи?
Родителям в помощь некоторые педагоги и психологи создали книги-пособия для становления и развития речи. Например, О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит», Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», М. Кольцова и М. Рузина «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг».

Влияет ли психологическая обстановка на развитие речи ребенка?
Несомненно, психологическая обстановка очень важна для поддержания психического здоровья малыша. Если в семье или в социуме, где пребывает ребенок, на него оказывается давление, его пугают или бьют, то проблемы с речью неизбежны.

Дети к 3 годам уже должны уметь более-менее внятно говорить. Если имеются проблемы с речью, то следует обратиться за помощью к специалистам. Опытные врачи помогут выяснить причину аномалии и попытаются наладить речевые навыки.

Как научить ребенка говорить в 3 года?

Скорее всего, всё нижесказанное вы уже не раз слышали и читали, однако повторить рекомендации специалистов нужно обязательно. Итак, что же советуют логопеды, неврологи, психотерапевты и дефектологи, чтобы ускорить речевое развитие неговорящего трёхлетки? Ваши действия могут быть следующими:
 
1.​ Как можно чаще общайтесь с карапузом. Прогуливаясь по парку, объясняйте каждую перемену в погоде и окружающей среде. Во время приготовления пищи рассказывайте о каждом своём шаге, последовательности действий.
 
2.​ Ваши слова должны быть максимально понятными и чёткими. Предложения формулируйте правильно, говорите медленно, «чеканя» каждый слог. Соблюдайте паузы и промежутки между предложениями. И обойдитесь без сюсюканий. Обязательно задавайте ребёнку вопросы, требующие развёрнутый ответ.
 
3.​ Откажитесь от излишне частого просмотра телевизора, даже если там демонстрируют развивающие передачи. Для любого карапуза крайне важна живая эмоциональная речь, а для неговорящего – она необходимо вдвойне или втройне. Поэтому читайте сказки, пойте веселые песни, побуждая кроху к вам присоединиться.
 
4.​ Не торопитесь заканчивать знакомый ребёнку стих или рассказ – произнеся начало строки или предложения, предлагайте ему сказать окончание. Обязательно рассматривайте картинки и изображения в книжках, прося назвать животное или предмет, изображённый на них.
 
5.​ Не нужно выполнять за трёхлеткой каждую его просьбу, сопровождающуюся к тому же жестом. Старайтесь добиваться озвученного прошения, иначе вы никогда не добьётесь желания говорить. Зачем? Ведь мамочка и так всё делает.
 
6.​ Не забывайте, конечно, про пальчиковые игры. Если же проблемы с периферическим речевым аппаратом (например, неправильный прикус), попробуйте поделать миогимнастику. Самый простой способ – «поцелуйчик», когда малыш вытягивает губы и чмокает.
 
7.​ Обязательно занимайтесь работой с натуральными природными материалами. Это может быть собирание фигурок из камней, шишек, вырезание из овощей

Осязание крайне важно для формирования языковых умений.
 
Кстати, ребятишки, пошедшие в садик, начинают развиваться быстрее. Связано это с «окунанием» в языковую среду – ребёнок просто вынужден взаимодействовать со сверстниками, а также причиной тому служит отрыв от матери, которая прежде с полуслова и полунамёка понимала своего молчащего карапуза. 

Возможные причины

В отличие от головного мозга, нервная центральная система детей 3-летнего возраста еще продолжает формироваться, поэтому патологическое развитие речи можно легко откорректировать путем интенсивных тренировок.

Физиологические причины:

  • алалия сенсорная или моторная;
  • задержка темпового характера;
  • ОНР (общее недоразвитие речи);
  • патологии хромосомного типа;
  • врожденные болезни;
  • наследственная предрасположенность;
  • патологические нарушения у матери во время вынашивания плода;
  • травма головного мозга;
  • гипоксия;
  • испуг;
  • тромбофлебит;
  • гестоз;
  • отслойка плаценты;
  • злоупотребление матерью во время беременности алкоголем, наркотиками, табакокурением;
  • аутизм;
  • нарушенный слух;
  • немота врожденного характера;
  • преждевременные роды.

Социальные:

  1. У малыша отсутствует стимул к разговору. Такое происходит при чрезмерной заботливости родителей, когда они опекают ребенка настолько, что ему не нужно указывать маме на собственные желания (она понимает его по жестам).
  2. Нет мотивации лепетать. Причина – недостаток внимания со стороны родственников. Родители не разговаривают со своим чадом, подолгу оставляют его в одиночестве.
  3. Владение родителями 2-мя языками – малыш в силу своего возраста не способен усвоить одновременно слова разных наречий, поэтому предпочитает молчать.
  4. Отсутствие компании – родители не выводят ребенка на игровые площадки, не отдают в ясли и детский сад, хотя в компании сверстников дети развиваются быстрей.

Психологические:

  • ребенок длительное время находится в стрессовом состоянии, когда постоянно слышит ссоры родственников, переживает побои;
  • повышенная требовательность родителей – после первого сказанного слова они все время просят его повторить (давление оказывает противоположное действие).

Как в норме развивается речь?

Специалисты выделили несколько нормативных периодов формирования речи, по которым можно судить, как развивается эта высшая психическая функция у ребёнка. Если у крохи имеются какие-либо проблемы с языковыми навыками, необходимо вспомнить, насколько точно он проходил указанные ниже этапы:
 
8 недель – малыш интонационно выражает радость и недовольство;
 
3 месяца – появляется агуканье и повторение некоторых звуков;
 
5 месяцев – кроха начинает повторять слоги;
 
12 месяцев – в детской речи возникают первые словечки;
 
24 месяца – маленький говорун произносит предложение из двух-трёх слов;
 
2, 5 годика – время появления многочисленных вопросов;
 
3 года – ребёнок обладает словарём в 300-500 слов, выстраивает фразы, которые состоят из различных частей речи, включает в предложения предлоги;
 
4 года – малыш говорит на понятном взрослому языке.
 
Безусловно, эти данные являются усреднёнными, однако игнорировать их также не следует, поскольку сравнение с такими показателями позволяет говорить о приблизительном соответствии возрастным нормам.
 
Что же касается трёхлетнего возраста, то мама и папа уже управляют поведением ребёнка при помощи речи, а не жестового языка или коротких слов («дай», «принеси», «кошка»). Теперь родители могут передавать малышу двухсложную инструкцию. Например, «Сначала сними кофточку, а потом брюки».
 
Опять же в норме трёхлетка уже должен понимать простую речь окружающих людей. А вот внятное произношение не всегда формируется именно к этому возрасту, поскольку оно возможно, если достаточно развит периферический речевой аппарат, включающий органы дыхания, зубы, язык, мягкое нёбо и т.д.
 
Если же ребенок не говорит в 3 года, необходимо обратиться к специалистам, установить причину недоразвития речи и выбрать правильную тактику работы с малышом. Ведь затягивание грозит серьёзным отставанием детей от ровесников. А чем старше ребёнок, тем сложнее наверстать упущенное.

Связь между развитием мелкой моторики и развитием речи

Мелкая моторика – это точные, скоординированные движения рук. Связь между развитием мелкой моторики и речи – всем известный научно-доказанный факт. Уже с младенческого возраста малыш учится брать предметы и игрушки, перекладывать их из рук в руки. В будущем эти навыки перерастают в умение держать ложку, рисовать карандашом, застегивать пуговицы.

Развитие мелкой моторики пальцев рук просто необходимо для развития речи, памяти, мышления. Дело в том, что зоны в коре головного мозга, отвечающие за речевую функцию и движение пальцев рук, находятся совсем рядом. В процессе стимуляции зоны мелкой моторики, передаются импульсы в речевые центры, отвечающие за развитие речи.

Тренировать пальцы рук желательно начинать как можно раньше, особенно детям с задержкой речевого развития.

Полезные упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук:

Найти предметы. В глубокую емкость поместите мелкие предметы и игрушки. Насыпьте сверху фасоль, рис или любую крупу. Пусть малыш, погрузив свои ручки в посуду, отыщет все предметы.
Игры с крупами. Все ту же фасоль и горох ребенку будет интересно перемешать в одной посуде, растереть ладошками.
Лепка. Пластилин или тесто отлично разрабатывают гибкость и подвижность пальчиков.
Рисование и аппликация благоприятно воздействуют на развитие движений кисти и пальцев рук.
Мозаика – кроме мелкой моторики, развивает усидчивость, концентрацию внимания, сообразительность и творчество.
Зарядка для пальчиков

Веселые занятия про козу рогатую, Сороку-Ворону, ладушки, которые помнят родители еще со своего детства, положительно влияют на речевое и всестороннее развитие.
Игры со шнурками – формируют навыки шнурования, которые пригодятся малышу в будущем, развивают внимание, укрепляют мышцы пальцев рук.
Перебирание бус, нанизывание пуговиц, застегивание на петли.
Дайте крохе покатать ладонями по столу карандаши. Эти действия дополнительно стимулируют и массажируют внутреннюю часть рук.

Игры на развитие мелкой моторики должны быть незнакомы крохе. Выполняя ежедневно одни и те же приемы, малыш приобретает навык. А это уже никак не способствует развитию речи.

Слова, которые малыш понимает, но не произносит, накапливаются в пассивном словаре до определенного возраста. Задача родителей – помочь пассивную речь сделать «активной».  При общении с ребенком, следите за четким и внятным произношением своих же слов, рассказывайте и описывайте буквально все, происходящее вокруг, показывайте картинки и предметы, читайте книги малышу. Задавайте вопросы крохе, вовлекайте его в диалог. Избегайте употребления «детских словечек» и коверканных слов. Говоря на машинку «бибика», мамы изначально навязывают детям неправильное произношение.

Научить ребенка говорить – кропотливый труд. Родителям стоит запастись терпением и уверенностью, что все получится. Старания всегда вознаграждаются.

Неблагоприятный прогноз

Родители по неопытности недооценивают последствия отказа от лечения, коррекционного обучения. При ЗРР ребенок худо-бедно заговорит, но его впоследствии преследуют разные недостатки:

  • неправильное произношение звуков;
  • плохое владение частями речи;
  • бедность абстрактного мышления.

В дальнейшем сложно освоить письмо и чтение. В предложениях появятся специфические ошибки. Они усугубят проблемы психологического характера.

При алалии без комплексной помощи дети не заговорят

Без речи не развивается мышление, память, внимание. На фоне первичного дефекта начинаются интеллектуальные нарушения

Были проведены опыты над детьми, которые первые годы жили вне человеческого общества. После семи лет им не удалось освоить человеческую речь, они остались немыми.

Куда обращаться?

Многие родители думают, что, если ребенок плохо говорит в 3 года, то нужно обращаться к логопеду. Но стоит понимать, что врачи такой специализации обучают детей повторять различные звуки, правильно говорить. Чтобы избавиться от проблемы, надо выяснить ее генез.

Определить причину ЗРР помогают такие виды обследований:

  • денверский тест;
  • МРТ;
  • тест Бейли;
  • ЭХО-ЭГ.

Проанализировав результаты обследования, педиатр поставит предварительный диагноз и направит к узкому специалисту.

Лечением ЗРР занимаются такие доктора:

  • логопед;
  • дефектолог (занимается речевым развитием детей с физическими и психическими отклонениями);
  • невролог (специализируется на устранении патологий головного мозга);
  • ЛОР (занимается лечением заболеваний органов слуха);
  • психолог (помогает развить мелкую моторику, улучшить память, справиться с психологической травмой).

Логопеды постановкой диагноза не занимаются. Родителям необходимо обратиться к педиатру местной поликлиники. Врач изучит анамнез ребенка, направит его на прохождение диагностических процедур.

Когда ребенок должен начать разговаривать: нормы

Оценивая речевое развитие ребенка раннего возраста, специалисты отмечают не только способность малыша произносить звуки и слова, но и его эмоционально-речевой отклик, т.е. восприятие ребенком обращенной к нему речи. Реагирует ли ребенок эмоционально на обращенную к нему речь взрослых.

1 год

На первом году жизни малыш общается со взрослыми при помощи крика и мимики. При помощи них малыш может сообщить маме о том, что он голоден, у него что-то болит или, наоборот показать радость и удовольствие, которое он испытывает, когда его потребности удовлетворены в полной мере.

Развитие речи в первые месяцы жизни начинается с возникновения первых вокализаций малыша обращенных ко взрослому. Малыш при помощи растянутых длинных звуков «а-а-а», «о-о-о», «у-у-у» обращается к маме, как бы давая ей сигнал, о том, что сейчас он чувствует себя хорошо.

К возрасту 5 месяцев у ребенка появляется случайный лепет «на-на-на», «да-да-да». К 9 месяцам кроха осваивает первые простые слова «ба-ба», «ма-ма». Годовалый малыш в норме должен понимать до 20 слов, обращенных к нему и произносить 5-10 простых слов.

На первом году жизни малыш общается с мамой при помощи звуков и мимики. При помощи лепета и выражения лица малыш может показать маме, чего он сейчас хочет.

2 года

В начале второго года жизни малыш имеет в активном словарном запасе около 15-20 слов и способен выполнить простую инструкцию взрослого: «Принеси мишку», «Дай мяч».

К полуторагодам ребенок способен выполнить уже двойную инструкцию взрослого: «Принеси куклу и положи ее в кроватку», «Возьми мяч и дай его мне».

К концу второго года жизни словарный запас малыша расширяется до 25 слов, он научается строить простые фразы, в его речи появляются первые глаголы: «иди», «бух». Пассивный словарный запас также расширяется, т.е. ребенок больше понимает обращенную к нему речь взрослых: показывает на предметах и картинках, те предметы и явления, которые ему уже известны.

3 года

В возрасте с 2 до 3 лет происходит активное развитие речи ребенка: расширяется активный словарный запас, появляются первые фразы.

В возрасте с 2 до 3 лет малыш осваивает гласные э, ы; согласные м, б, п, т, д, ф, в, к, т, х, понимает значение предлогов и обращенных к нему глаголов: «кто пришел?», «что под столом?».

В 2 с половиной годика предложения ребенка состоят из 3-4 слов. Он запоминает простые детские стишки и песенки, начинает понимать онтонимы «большой- маленький», «быстро-долго».

К трём годам в норме ребенок осваивает следующие речевые навыки:

  • Говорит более 250 слов.
  • Умеет составить небольшой рассказ по картинке, состоящий из 2-4 предложений.
  • Способен выполнить трехсложную инструкцию взрослого: «Возьми альбом, достань карандаши и садись за стол».
  • Знает и говорит свое имя, фамилию, возраст и пол.
  • Активно использует в речи глаголы, местоимения, предлоги.
  • Умеет составлять сложноподчиненные предложения.
  • Слушает сказки, способен понимать их суть, не рассматривая картинки книги.

К трем годам близкие малыша (мама, папа, сестра, брат, бабушка) полностью понимают его речь, посторонние люди примерно на 75%.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector