11 бесплатных курсов по скорочтению для начинающих с нуля

Содержание:

Полезные упражнения

Чтобы изучить скорочтение для детей упражнения стоит выполнять каждый день.

Слова-половинки

Здесь нужно по части слова догадаться, какое это слово. Для того, чтобы выполнить упражнение, нужно написать несколько слов большими буквами на карточках. Затем эти слова разрезать на 2 половинки. Малыш должен сложить их правильно.

На буксире

В данном упражнении взрослый и ребёнок должны читать вместе. Выбирается страница из книги и отмечается начало текста. Взрослому нужно читать про себя, но при этом вести пальцем там, где он читает. Ребёнок же должен читать параллельно, следя за пальцем родителя. Таким образом, взрослый будет выступать в роли буксира, а ребёнку нужно будет его догонять.

Чтение на время

При этом упражнении у ребёнка начинает работать внутренняя мотивация, так как он может проследить за своими успехами.

Для этого понадобится несложный текст и секундомер. Ученик должен прочитать отрывок за минуту. После чего нужно отметить то место, где малыш закончил. Затем ребёнку нужно прочитать этот текст за минуту ещё раз. Скорее всего второй раз он прочитает немного больше, чем в начале. На этом останавливаться не стоит. Так читать можно до 10 раз. Важным фактором является то, что родитель подбадривает ребёнка после каждого прочтения. Таким образом, малыш понимает, что с каждым разом его чтение становится лучше.

Прыжок-остановка

Здесь тренируется зрительная память

Важность этого упражнения заключается в том, что данный вид памяти может быть использован не только для текстов, но и в жизни вообще

Перед ребёнком кладётся текст для чтения. По команде «Прыжок!» он начинает читать текст. Чтение должно продлиться около минуты. После чего взрослый должен произнести команду «Стоп, остановка». Далее ребёнок, не смотря в книгу должен закрыть глаза и отдохнуть несколько минут. После чего опять взрослый произносит «Прыжок!». Ребёнок должен найти то самое место, где остановился и продолжить чтение до следующей команды. Такое упражнение можно повторять много раз. Важным деталью является то, что ребёнок не может следить за текстом пальцем. Руки лучше всего положить на колени.

Таблица Шульте №1

Не совершайте эти ошибки

Начиная учить ребенка скорочтению, родители совершают некоторые ошибки. Впоследствии, логопеды и детские психологи, тратят много времени на их исправление. Специалисты разработали некоторые самые распространённые ошибки, которых можно избежать.

Дети сталкиваются со следующими проблемами:

  • Артикуляция при чтении «про себя». Происходит шевеление губ, языка. Это встречается у 80% взрослых, они проговаривают читаемую информацию, глаза при этом подолгу остаются на одном месте. Артикуляция сильно снижает скорость чтения. Техника скорочтения позволяет «сканировать текст».
  • Многие люди полагаются на слух, когда зрение позволяет читать материал в десятки раз быстрее.
  • Недостаточное поле зрения.
  • Во время чтения, человек самопроизвольно совершает движения головой, шеей. Все это также снижает скорость чтения.

Практически все методики призваны устранить эти явления либо существенно сократить их проявления.

Называют малышу букву, а не звук

Малыш должен понять конкретный звук и представить его как букву.  Чтобы «познакомиться» со звуком, родителю нужно многократно проговорит его. Можно использовать стишки, скороговорки, песенки, в которых встречается этот звук. Соответственно, показать букву, которая означает этот звук.

Выбери специалиста по отзывам, занимайся индивидуально или в группе.
Помощь логопеда онлайн

Логопеды, дефектологи, подготовка к школе. Дистанционные занятия онлайн.
Логопед по Skype

Профильное образование для помощи детям и взрослым с нарушениями речи.
Переподготовка на логопеда

Складывают слоги из отдельных букв

Некоторые методики не содержат изучение букв. Они начинают процесс со слов, как в методике Домана. Методика по Зайцеву предполагает изучение складов по специальным кубикам. Прежде чем начать учить чтению, малыш должен хорошо знать все буквы и только потом приступать к их сложению в слоги и слова.

Долго читают тексты

Родители читают один текст по многу раз, так пропадает к нему интерес. Нужно использовать разные книги или разные отрывки для чтения, чтобы этого не происходило.

Упражнения для обучения

 
Упражнения будут полезны и для взрослых людей

Несложные тренировки развивают умение концентрировать внимание и способность быстро находить основной смысл текста. Методика позволяет не только быстро читать, но и запоминать длинные стихотворения или сложные параграфы из учебника.
 

Быстрое чтение. Концентрация

Семинар Ирины Ландо, доктора наук в сфере управления, посвящён способам преодоления психологических барьеров и концентрации внимания во время чтения. Автор считает чтение постоянно развиваемым навыком. Если младшие школьники читают по слогам, то взрослые должны иметь расширенный угол зрения, позволяющий фиксировать целые слова и предложения. 
 
Ирина Ландо не признаёт «медленное и вдумчивое чтение». По мнению лектора, оно лишь усложняет процесс получения новой информации и делает его нудным.
 
Автор даёт практические советы по быстрому мысленному разделению текста на ключевые слова и «воду», созданию схем книги. Способ подходит для чтения стимулирующей литературы, в которой легко выделить основные мысли.

Урок по таблицам Шульта

Александр Митин предлагает простые и эффективные упражнения с таблицами Шульте, которые улучшают периферийное зрение и развивает площадное чтение. Преподаватель даёт рекомендации по правильному применению методов на практике.

Видеоинструкция

Инструкция по работе с таблицами Шульте в видео упражнении для новичков, чтобы самостоятельно заниматься в домашних условиях.
 
 

Тренировка работы с таблицами 

Онлайн тренировки минимизируют возможность повторения ошибок. Развитое периферийное зрение позволяет читать книги в несколько раз быстрее.

Советы как научиться читать быстро

Автор ролика даёт советы по улучшению памяти, предлагает несколько мобильных приложений, включающих упражнения по развитию периферийного зрения и концентрации. Часть видео посвящена обзору книги, состоящей из большого количества упражнений.
 

Новый взгляд на книгу

Название ролика может ввести в заблуждение. 15 минут – нереальный срок для прочитывания книги целиком. Автор предлагает потратить четверть часа лишь на предварительное изучение издания и его основного содержания.

Срока достаточно для получения основной информации о произведении и формулировании вывода о необходимости приступать к его чтению. Ролик формирует умение «фильтровать» книги. Чтение ненужной литературы прекращается, а усвоение полезной информации из книги значительно упрощается.
 
 

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Важные правила чтения книг

 

В коротком ролике блогер чётко сформулировал основные правила скорочтения. Именно их соблюдала Анна Джонс, когда ей нужно было написать срочную рецензию на новую книгу о Гарри Поттере. Британка прочитала роман за 47 минут и показала феноменальную скорость – 4251 слово в минуту. Достаточно было сосредоточиться на чтении, правильно держать книгу и использовать метод «указка».
 
Автор ролика даёт и другие практические советы: использование цветных стикеров позволяет фиксировать основные моменты и создавать закладки, чтение сидя позволяет лучше сосредотачиваться.

Личный опыт

Автор ролика делится собственным опытом. Он не приемлет пропуск слов и вычленение главных мыслей. Данные способы подходят только для книг, посвящённых бизнесу и личностному росту. Научная и художественная литература предполагает более вдумчивое чтение. Блогер предлагает сделать упор на расширение поля зрения без пренебрежения второстепенными моментами.

Для развития внимания, памяти и периферийного зрения автор предлагает скачать приложение «Скорочтение», практиковать его по 2-3 часа в день и постоянно поддерживать тренировки.
 

Полезные советы

Как научиться скорочтению самостоятельно и преуспеть:

  • разминка для чтения: перед тем как начать скорочтение, желательно прочитать что-нибудь легкое – подготовить себя;
  • убираем все отвлекающие факторы, находим тихий уголок, где никто нас не побеспокоит во время чтения в полном одиночестве;
  • сканируем текст, используя метод;
  • читаем начало и конец абзацев, первое и последнее предложение текста, чтобы понять суть;
  • стараемся не произносить слова в уме, когда читаем;
  • используем указатель, направляющий глаза;
  • не пытаемся делать что-то ещё во время чтения (это определенно снизит скорость чтения);
  • рекомендуется использоваться пособие для скорочтения в качестве вспомогательного средства;
  • избегаем выделений, так как это стимулирует прочитывание одного и того же текста дважды, а не запоминание или понимание его вообще;
  • определяем время для скорочтения (конкретное время каждый день, а не просто, когда хочу) – это побуждает сформировать рутину, и подготовит к скорочтению;
  • избавляемся от «привычек» чтения (вокализация, регресс);
  • тренируем глаза, изучая навыки периферического чтения, играя в специальные игры;
  • ставим целью закончить читать книгу или задание, стараемся придерживаться графика в максимально возможной степени;
  • делаем перерывы: пять минут каждый час или около того.

При обычном чтении в среднем темпе понимание текста составляет почти 100%. Несмотря на то, что скорость чтения в два или даже три раза выше средней скорости, иногда утверждается, что понимание текста поставлено под угрозу. Но это может быть правдой в некоторой степени, как правило, с людьми, которые только изучают методы скорочтения. Требуется время и практика! Для простого текста возможно хорошее понимание, но когда речь идет о сложном тексте или незнакомых идеях и концепциях… вычислительные возможности мозга ограничены, и он может не справиться со всей информацией, которая ему брошена.

Онлайн-школы

Викиум

Курс «Скорочтение» от онлайн-платформы для развития когнитивных функций мозга Викиум актуален, в том числе, для детей, школьников и подростков. Этот курс поможет не только успешнее сдавать зачеты и экзамены. С ним можно развить интеллект, память и способность концентрироваться у взрослых. Курс «Скорочтение» — выгодное вложение в себя и приемлемая стоимость.

Курс включает:

Тренажеры для развития скорости чтения
Тексты на определение скорости и уровня понимания прочитанного
Упражнения на развитие внимания
Упражнения на развитие объема памяти

Кому полезны тренажеры?

  • Младший возраст
    Улучшить обучаемость в учебных заведениях
    Профилактика синдрома дефицита внимания
  • Средний возраст
    Повысить личную продуктивность, эффективность
    Делать меньше ошибок и недочетов на работе
    Держать мозг в тонусе в течение дня
  • Пожилой возраст
    Дольше сохранять остроту и ясность ума
    Профилактика возрастных заболеваний, вызванных снижением интеллектуальной нагрузки

Преимущества быстрого чтения

Исследования мозга дали нам ценную информацию: он может “додумывать” без осознания, “дорисовывать” без целой картинки. Но многие об этом и понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что действительно он способен.

А знаете ли вы, что без гласных букв в строке вы поймете, о чем идет речь? А догадывались ли вы, что при закрытии третьей части текста вертикально вы тоже полностью поймете его смысл? Обучение технике скорочтения основывается на этих, казалось бы, мелочах. Но при “поглощении” больших объемов информации скорочтение очень экономит время.

Скорее всего, среди ваших знакомых есть человек, которому для прочтения книги требуется максимум 1 день, тогда как вам потребуется около 5 дней. Да и заставить себя прочитать книгу иногда ой как трудно! Быстро читающих людей не много, но они используют этот навык себе на пользу для развития мышления и успехов на работе. Кто откажется от успешности и экономии времени?!

Наблюдая за быстро читающими людьми, вы, возможно, заметили, как они буквально через несколько секунд перелистывают страницы. Неужели они ничего не запоминают и не видят? Все они видят, но при таком чтении их мозг усиленно работает по заранее отработанной схеме, человек знает:

  • какую информацию он ищет;
  • как она ему пригодится в жизни;
  • какими другими способами он может получить подобную информацию.

Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации как можно быстрее и эффективнее.

Что мешает ребенку (да и взрослому) читать быстро?

1. Узкое пространство восприятия текста (поле зрения). У большинства людей оно составляет 4-5 см. Именно столько текста при чтении видит человек. Для освоения техники скорочтения необходимо развивать периферийное зрение и расширять это пространство до 7-8 см.

2. Регрессия глаз. Это очень распространенный рефлекс — машинальное возвратное движение глаз к уже прочитанному тексту. Прочитав часть текста, человек автоматически возвращается взглядом назад, и теряет время. Силой воли запретить себе возвращаться на уже прочитанный текст невозможно, для этого потребуются тренировки.

3. Артикуляция. Когда ребенок только учится читать — он читает вслух, четко и громко проговаривает слова. Ребенок взрослеет, а привычка внутренне проговаривать текст (а иногда и шевелить при этом губами) остается

В определенных ситуациях и в дальнейшем это может быть оправдано — например, при чтении стихотворений, когда важно чувствовать логические ударения, выдерживать паузы. Но для быстрого чтения артикуляция не нужна

5

Неразвитое внимание. Чтобы понимать новую информацию, моментально схватывать главную и второстепенную мысль при беглом чтении, нужно обладать повышенным вниманием и не отвлекаться на внешние факторы

Развитие периферического зрения

Один из главных инструментов скорочтения — периферическое, или боковое зрение. Оно осуществляется периферическими областями сетчатки и позволяет вместо нескольких букв видеть и воспринимать слово или даже строчку целиком.

Классический способ тренировки периферического зрения — работа с таблицей Шульте. Такая таблица представляет собой поле, разделенное на 25 квадратов: пять по горизонтали и пять по вертикали. В каждый квадрат вписана цифра, всего — от 1 до 25, в случайном порядке. Задача учащегося — последовательно найти все цифры по возрастанию или по убыванию, глядя при этом исключительно в центральный квадрат.

Правила организации занятия

При работе над техникой скорочтения важно придерживаться нескольких правил, которые сделают каждое занятие максимально продуктивным

Следует стремиться к тому, чтобы ребенок читал и выполнял упражнения регулярно, желательно каждый день, а не к тому, чтобы он читал помногу за один раз.
Не стоит недооценивать важность отдыха, поэтому при тренировках следует делать небольшие перерывы, чтобы малыш смог передохнуть и набраться сил.
Обязательно хвалить ребенка за усилия, и особенно – за успех, а вот от порицаний необходимо отказаться, поскольку недовольство родителей снизит и мотивацию, и интерес.

В процессе обучения хорошо использовать элемент здоровой конкуренции, поэтому можно дать ребенку возможность иногда «победить» родителя, прочесть быстрее, чем папа или мама. Это подарит ему веру в свои силы и стремление делать дальнейшие успехи.

Скорочтения для детей старше 8 лет

Упражнения, которые используются для обучения технике скорочтения рассчитаны на определенный возраст ребенка. Для детей 8-10 лет существуют свои упражнения. Их можно выполнять в домашних условиях с помощью родителей. Также они используются в специализированных центрах, которые обучают данному навыку.

Вставляем буквы

Это упражнение улучшает зрительную память ребенка, учит его проводить анализ прочитанного, развивает навык соотносить первые и последние буквы слова и создавать в голове визуальный образ прочитанного. Так он лучше запоминает, что он прочитал.

На листе бумаге распечатывает фрагмент текста, в котором пропускаются гласные буквы. Школьник должен их восстановить. На эту задачу должно уйти не более 3-5 минут (текст в 3 предложения средней длины). Постепенно задание усложняется – пропускаются целые слова, словосочетания, укорачивается отведенное время.

Исправляем ошибку

Педагог или взрослый, при чтении книги, намеренно допускает ошибки, а ребенок должен указать на нее и исправить. Можно менять окончания, суффикс, неправильно расставлять ударения.

Ищем строчку

Учащийся должен найти на странице текста, все слова, начинающиеся на указанную взрослым букву

Это тренирует внимательность и способность концентрировать внимание

Читаем на скорость

Ученик сам проводит замер своей скорости чтения и ведет записи своих достижений. Во втором классе, скорость должна быть около 70 слов и к третьему вырасти до 100.

Спрятанные слова

Это занятие напоминает чтение по анаграммам. Ребенок должен составить слова из букв, нарисованных на карточках. На начальных этапах, лучше ему дать список спрятанных слов. По мере получения успехов, это делать не обязательно. Карточки можно распечатать на принтере на обычной бумаге или наклеить их на картонное основание.

Работа по Таблице Шульте

Скорочтение во многом зависит от того, как быстро двигается взгляд от строчки к строчке. У некоторых детей не получается читать текст последовательно: они «перепрыгивают» через строчку, пропускают слова, постоянно возвращаются в начало предложения. Исправить эту проблему помогут таблицы Шульте.

Обычно это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше. Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице.

Так ученик расширяет угол зрения, тренирует внимание и учится быстрее воспринимать информацию которая нужна в скорочтении.

«В интернете есть много сайтов с таблицами Шульте, — рассказывает педагог по скорочтению Алла Ромашкина. Но, основа их одинаковая. Скачать и перейти на страницу вы можете здесь>>>Таблицы Шульте

Когда следует начинать учить ребёнка скорочтению

Сторонники раннего развития считают, что учить ребёнка скорочтению можно уже в дошкольном возрасте. А вот Вальдорфская школа (методика Штайнера, ориентированная на развитие личности ребёнка, его творческой стороны) полагает, что лучше это делать в 10–12 лет: ведь в начальной школе лучше воспринимается информация, произносимая в обычном темпе речи.

Приняв во внимание оба мнения, можно сказать, что скорочтение лучше начинать тогда, когда сын или дочь уже целиком читает слова (не разбивает их на слоги) и при этом хорошо понимает суть прочитанного. Кто-то это делает уже в первом классе, кому-то требуется больше времени

Но в целом учить ребёнка быстро читать целесообразно уже в начальной школе.

Начинать обучение скорочтению оптимально в начальной школе, причём со многими ребятами можно заниматься уже в первом классе

Как человек распознает слова, можно ли читать текст с перемешанными буквами

Число отличается от количества
(Г. Бейтсон)

Попробуйте убедиться что вы не читаете слова по буквам, а распознаете их целиком.
При чтении взрослым человеком идет не чтение (в привычном понимании этого слова),
а отгадывание слов — «иероглифов» — слов. Отгадывание смысла текста может быть на
разных уровнях. Отгадывание может быть на уровне слов предложений, абзацев и страниц.

Много читающие люди способны предвосхищать содержание текста. Поэтому, если вы
хотите быстро читать, то следует много читать.

Психологические тормоза

Скорость чтения сдерживается психологически. Стоит убедить себя охватывать большее
количество слов за один «взгляд» и скорость чтения возрастет.

Текст с перемешанными буквами возможно читать только на большой скорости. Если
читать препарированный текст по буквам, то, скорее всего, содержание слов и текста
останется непонятым. Если же скользить взглядом по тексту, то понимание текста будет
на высоком уровне.

Не стоит преуменьшать роли побуквенного чтения. Существует методика обучения
детей быстрому чтению, когда детей учат схватывать слово полностью как иероглиф.
Быстрый скачек в скорости компенсируется тем, что ребенок потом испытывает проблемы
в чтении тех слов, которые не знает. Так же проблемы будут возникать у таких детей
при написании слов.

Суть тренинга на освоение навыка скорочтения

Деятельность человека пуста
и ничтожна, когда не одушевлена
идеею
(Чернышевский)

Этот тренинг многие компании продают за большие деньги. Когда
речь заходит о скорочтении, то первое, что приходит на ум, то это сделать эту программу.
Поэтому, почти каждая компьютерная программа, обучающая быстрому чтению построена
на принципе моргания — берется текст, разрезается на короткие куски. потом отрывки
текста быстро сменяют друг друга на экране.

Попробуйте и вы этот тренинг. Для меня тренинг оказался бесполезным.
Я просто не воспринимаю моргающий текст. Может быть скорость восприятия текста растет,
только я это не могу восстановить в памяти ни одной мысли из текста.

Тренинг показал, что я читаю не так, как предлагает методика
моргания

На самом деле я охватываю весь текст сразу и интуитивно замедляю или ускоряю
скорость чтения в зависимости от трудности или важности текста

Как мозаику можно рассматривать только с определенного расстояния
(при ближайшем рассмотрении картина превратится в набор камешков) так и текст можно
читать обзорным чтением (без чтения каждого слова).

Используя такой метод чтения важно определить «расстояние» с
которого следует читать текст. Выберешь мелкие блоки текста – ни чего не поймешь,
выберешь слишком крупные блоки – не успеешь воспринять

Метод компьютерного фото чтения не всегда применим. Машина должна
адаптировать размеры блоков в зависимости от количества важных мыслей, а так же
должна менять скорость показа в зависимости от места текста в абзаце (может быть
первое предложение в абзаце следует показывать более долго, чем последнее). Все
эти настройки (и многие другие) программно выполнить очень сложно.

Однако, с другой стороны программы, построенные на принципе фото
чтения приоткрывают занавесу технологий чтения. Такие программы показывают, что
человек при чтении подсознательно видит весь текст, хотя ему кажется, что он читает
лишь одно слово. Читатель самостоятельно адаптирует скорость чтения и гибко меняет
ее, подсознательно расставляя ударения на конце абзацев и ориентируясь в общем рисунке
абзацев и знаков препинания.

Программа позволяет выявить ваши резервы как читателя. Отмечайте,
как Вы схватываете информацию и используйте полученный навык в дальнейшей жизни.

О технике быстрого чтения
Чтобы получить полное представление о технике быстрого
чтения, запишитесь на заочные курсы, однако, вы можете научиться читать
быстрее и самостоятельно.
Типы чтения
Медленное чтение. Используя данный тип чтения, читатель детально
изучает книгу книгу
Неспешное чтение — к примеру, художественной литературы.
Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о читаемом
тексте
Быстрое чтение.
Как читать в режиме скорочтения
Изучите фрагментарно интересные вам главы
Обращайте внимание на
примеры, которые приводит автор, а так же на выделения.
Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Составьте критическую заметку по прочитанной книге. Напишите письмо
автору.
Изучите оглавление
Получите представление о содержании текста до
момента его изучения.
Изучите фрагменты текста, которые вам показались особо интересными.
Изучите предметный указатель. Уясните тезаурус и те понятия, которые
используются в тексте.
Использование подсознания во время чтения.
Диагональным движением сканируйте страницу

Как только
вы почувствуете, что нашли что то важное, то переходите на обычное вдумчивое
чтение. Пометки на полях.
Делайте заметки

Записывайте вопросы автору книги. Вы
не теряете время зря. Благодаря заметкам и вопросам, прочитанный текст закрепляется
в сознании.
В процессе чтения текста отмечайте маркером важные места,
подчеркивайте ключевые фразы.

Другие компьютерные программы на тему скорочтения:

  • Угол зрения и чтение
  • Упражнение на расширение угла зрения
  • Таблицы Шульте
  • Упражнение на расширение угла зрения —
    вращающиеся цифры
  • Угол зрения и предустановка
  • Вращающиеся буквы
  • Чтение короткими порциями (моргающий текст)
  • Деконцентрация и чтение
  • Чтение под метроном
  • Разорви текст на полоски и попробуй прочитать
  • Перемешанные буквы
  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения — Найди
    слово в тексте
  • Попробуйте читать без некоторых букв
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector