Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны

Растить физическое тело

Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы. Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет. Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций. Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники. Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

общество

Фото: Global Look Press/Sebastian Gollnow

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе. Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так. Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.

История вальдорфской педагогики

Вальдорфская педагогика берёт начало в первой половине ХХ века. В основе методики лежит принцип неопережения, который позволяет ребёнку развиваться в своём темпе.

Возникновение вальдорфской методики было связано с жалобами сотрудников компании «Вальдорф Астория» на то, что их дети не получают качественного образования

Они считали, что основой обучения было зазубривание материала, а вот педагогической работе, развитию творческих и познавательных способностей ребёнка внимание не уделялось. . Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества

Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру

Владелец компании Эмиль Мольта прислушался к их мнению и решил создать новую уникальную школу, которая будет подходить под возрастные особенности детей и развивать в них лучшие качества. Для воплощения Эмиль Мольта обратился к педагогу Рудольфу Штайнеру.


‍Основатель вальдорфской методики Рудольф Штайнер‍

Он приступил к разработке первой программы вальдорфской педагогики, и в 1919 году она была одобрена министерством образования и культуры Германии. Первую школу для работы по новой методике построили за год. Изначально в ней учились в основном дети работников фабрики. А позже вальдорфские школы стали популярны в стране и далеко за её пределами.

<<Форма демодоступа>>

Другой ребенок — другой подход. Новая Одиссея

“Не в коня корм” — к такому выводу я пришла, глядя на школьную жизнь сына Сергея. То сидит дома с простудой, то ходит к гастроэнтерологу, то лечится гомеопатией. Отцу эта канитель надоела, он отправил Сергея в секцию баскетбола. Укреплять тело и дух.

Дело пошло. Тренировки, сборы, соревнования, летние лагеря. Не без проблем, конечно. Случались травмы, переживал сложные отношения в команде. Но время шло, пришлось выбирать – учеба или спорт. Выбрали спорт и пошли оформлять домашнее обучение на базе своей школы. Сына поразило, что не все преподаватели отнеслись к этому с пониманием, а бывшие одноклассники называли “предателем”. Возможно, от зависти.

Чтобы не оставаться белой вороной, нашли другое заведение с очно-заочной формой обучения. Два дня в школе, три дня по утрам готовишь домашнее задание. Вечером — тренировки. Это было очень удобно! Тем более что в классе было пять человек, и все быстро сдружились. Сергею очень нравилась рабочая атмосфера в классе, он с удовольствием выполнял задания. Отрадно видеть, как ребенок становится уверенным в своих силах, крепнет духовно.

Но такая необыкновенная государственная школа не могла просуществовать долго. Через год ее закрыли. Мы пустились на поиски аналогичной платной школы с перспективой поступления после 9 класса в спортивный колледж.

Конечно, вряд ли такое образование может сравниться с полноценным обучением в хорошей гимназии. Но, выбирая спортивную стезю, надо быть к этому готовым. С другой стороны, перенасыщенная программа может привести к невосприятию учебы, девальвации знаний.

Необходимо, на мой взгляд, сохранить у ребенка интерес к жизни, радость от процесса познания. Печально смотреть на подростков, которым ничего не надо, кроме телефона и тусовки. Когда была утеряна детская живость восприятия и что нужно было сделать в тот момент — ответит только родитель, если он внимательно наблюдает за развитием чада. Он и должен выбирать форму обучения, максимально подходящую именно его ребенку, потому что готовых рецептов не бывает.

А пока старшие дети росли и социализировались, младший сын Андрей пошел в первый класс гимназии с углубленным изучением двух языков. Я очень надеюсь, что школа будет ответственной, разумной и справедливой, а дети старательны и послушны, как того хочется каждое 1 сентября.

Несколько пожеланий родителям:

  1. Внимательно выбирайте первого учителя! Именно он закладывает отношение к учебе.
  2. Не все дети интеллектуального склада, как того хотела бы школа. Развивайте таланты вашего ребенка — это поможет ему сохранить индивидуальность.
  3. Возможно, девочки устроены по-другому, но для мальчиков главное — мотивация к учебе. А уж как ее найти — отдельный вопрос.
  4. Не бойтесь пробовать новое, если считаете, что надо поменять школу или форму обучения. А может быть, стоит в имеющейся ситуации проявить характер, улучшить дисциплину и тем добиться новых высот. Вам решать.

Отечественная вальдорфская педагогика сегодня

К началу 21 века вальдорфские школы и детские сады были основаны в разных городах России. Первый выпуск квалифицированных воспитателей  Дошкольного вальдорфского центра состоялся в 1993 году (42 человека) и с тех пор выпускники несут идеи Р. Штайнера более чем в 100 детских садах и дошкольных студиях во всех регионах страны.

Ассоциация вальдорфских школ России также объединяет учителей из разных городов. По состоянию на 2019 год в России насчитывалось 19 школ, в том числе в Москве и Санкт – Петербурге, Иркутске, Самаре, Владимире, Ярославле и других городах. В их стенах обучаются более 2500 детей. Часть из них государственные, другие – некоммерческие образовательные учреждения.

При приеме в школу приоритет отдается детям из профильных детских садов. Это связано с трудностями адаптации при переходе из обычных учреждений. Налицо отставание от ФГОСов: ученики вальдорфских школ к концу второго класса могут писать только печатными буквами. Но они могут опережать сверстников по другим предметам.

Как и с момента основания, сегодня критике подвергаются как вся отечественная вальдорфская педагогическая система, так и деятельность отдельных учреждений. Основные сомнительные моменты и проблемы:

  1. Позднее начало обучения чтению, письму, математике.
  2. Недоверие родителей одному «гениальному» учителю по всем учебным предметам на 8 лет и качеству получаемых знаний.
  3. Отсутствие оценок, экзаменов.
  4. Проблемы адаптации при переходе в обычные учреждения.
  5. Отсутствие школьной формы, запрет на одежду с изображениями ярких фигур, героев мультфильмов, и т.д, приоритет однотонной одежде.
  6. Эзотерические аспекты в обучении. Школьникам «помогают» взойти к высшим духовным телам, эфирному и астральному по методике Штайнера.
  7. Недоверие родителей «оккультным методам воспитания».
  8. Устоявшееся мнение о том, что вальдорфские детские учреждения предназначены для детей с особенностями развития, душевнобольных.
  9. Критика празднования христианских праздников (например, почему часто отмечаются рождественские праздники, а не мусульманские, буддийские?).
  10. Свобода детского мнения, поощрение выражения эмоций, распущенность приводят к недисциплинированности, неуважению родителей и неуправляемости ребенка.
  11. Культовая сектантская форма эвритмического искусства и прикрытие ею духовных практик.
  12. Разновозрастные детсадовские группы.
  13. Маскировка под вальдорфской педагогикой религиозной доктрины и другие.

Некоторые школы, не имеющие государственной аккредитации, не могут освободить своих 18 – летних учеников старших классов от службы в армии и вынуждены договариваться и «передавать» их на экстернат в государственные школы, фактически обучая у себя.

Несмотря на все проблемы и критику, в Москве была учреждена «Государственная академия эвритмического искусства» и в 2017 году объявила набор на 1 курс.

Родители детей с «особенностями развития» собирают информацию о ближайших вальдорфских учреждениях и, внося высокую ежемесячную плату, водят детей в профильные садики и школы с необычными интерьерами и воспитателями – «садовницами».

В России ежегодно проводятся конференции вальдорфских образовательных учреждений, распространяя 100 – летний зарубежный и российский опыт.

На праздники и мероприятия российского вальдорфского сообщества приезжал даже сам Федеральный эксканцлер Германии Герхард Шредер, дети которого также учатся в Вальдорфской школе.

А педагоги обычных российских садиков и школ приезжают в вальдорфские учреждения на открытые уроки и с интересом следят за необычными детскими проектами из природных материалов и постановками спектаклей.  В каком обычном детском саду или школе ребятам разрешат лепить из глины, перепачкавшись с ног до головы, или высаживать в грунт огурцы? Разве пустят их на кухню кулинарить вместе с поварами?

Вопреки всем трудностям и критике интерес к вальдорфской педагогике не угасает, а школы и детские сады не испытывают недостатка в обучающихся.

Особенности педагогики Штайнера в школе

Вальдорфская педагогика сильно отличается от традиционной. Она представляет из себя единую систему «детский сад – школа». В которой нет оценок, они заменены на педагогические характеристики в конце года. Также нет и учебников (но есть рабочая тетрадь, где отражается опыт ученика), а знания не являются целью обучения. Учебников конечно же нет в классической версии методики, но в реальных школах ближе к ЕГЭ все обзаводятся учебниками, и как правило репетиторами. Также в школах нет цифровых устройств (компьютеров, проекторов и т.д.)

До 8 класса детей всем предметам обучает один и тот же учитель. Представим, что основной учитель немного фанат философии Штайнера и познает мир через духовное и чувственное, какое в этом случае образование он даст ребенку? Данная методика, подразумевает множество рисков.

Что же тогда дает школа ребенку? Прежде всего общение, приобщение к труду и художественная практика.

Дети начиная с детского сада занимаются художественной деятельностью: рисованием, лепкой, подделками, значение придается всему, что можно делать руками

Большое внимание уделяется чувственному познанию, часто взамен интеллектуального. Все это происходит через сказки, истории, музыку, танцы, театр. Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить

Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном

Основной акцент приходится на развитие интуиции и воображения, на умение фантазировать и творить. Большая часть методики строится не на рациональном познании мира, а на чувственном.

Чтение и математика начинается ближе к 9-10 годам (сейчас многие российские вальдорфские школы отходят от классического учения, и начинают вводить их раньше, как того требуют родители).

Интеллектуальная составляющая обучения приходит, когда ребенку исполняется 12 лет. Тогда же начинаются естественно-научные школьные предметы.

Советы родителям

Если вам близки убеждения Рудольфа Штайнера, вы можете отдать ребенка в вальдорфский сад в вашем городе или частично практиковать методику дома.

  1. Замените синтетические и пластмассовые игрушки шишками, ракушками (не острыми, о которые нельзя пораниться), тряпочками, толстыми шерстяными нитками. Попробуйте сшить игрушку своими руками, а малышу предложите поучаствовать в процессе. Купите ребенку деревянные карандаши, альбомы, воск или пластилин, картон и другие материалы для творчества. Пусть фантазирует и создает в удовольствие.
  2. Читайте добрые сказки, дети их обожают. Есть интересное упражнение для развития памяти. Рассказывайте малышу одну и ту же сказку в течение двух дней. А на третий опустите одну из подробностей. Например, «забудьте» про зайца, рассказывая сказку «Колобок». Если кроха тут же поправит вас, будет здорово. Память тренируется!
  3. И самое главное — больше говорите с ребенком. Поясняйте все, что происходит вокруг или за окном. Кошка полезла на дерево, загорелся красный сигнал светофора, запела птица…

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи). До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему. Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с «выдоха», то есть свободной игры. Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно. Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение. Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки. Далее идет «вдох», это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка

В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности. Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов. В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими. Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

сыновья и дочери города

  • Йозеф Антон Самбуга (1752–1815), католический богослов и просветитель более позднего баварского короля Людвига I.
  • Георг Питер Астор (1752–1813) эмигрировал в Англию и основал производство музыкальных инструментов в Лондоне, в том числе для деревянных духовых инструментов и фортепиано
  • Иоганн Генрих (Генри) Астор (1754–1833) приехал в Нью-Йорк в качестве гессенского солдата , с 1776 года работал мясником в Бауэри на Манхэттене и оставил своему племяннику Уильяму Бэкхаусу Астору бездетным по крайней мере один миллион долларов.
  • Иоганн Якоб Астор (1763–1848) эмигрировал в Америку и стал самым богатым человеком своего времени благодаря торговле мехом и недвижимости.
  • Густав Хартманн (1875–1940), политик (в центре), был членом парламента земли Баден с 1913 по 1933 год.
  • Эмиль Рейссер (1878–1943), реставратор памятников
  • Сали Леви (1883–1941), последний раввин старой еврейской общины Майнца.
  • Конрад Зан (1891–1980), политик (НСДАП), член ландтага и рейхстага
  • Матиас Хесс (1899–1967), художник и автор
  • Карл Генрих Вернер (1910–1969), музыковед и писатель
  • Курт Кляйн (1920–2002), эмигрант , освободил женщин-заключенных маршем смерти в роли Ричи Боя.
  • Арним Тёпель (* 1959), артист кабаре и музыкант
  • Тимо Йоуко Херрманн (* 1978), композитор, музыковед и дирижер
  • Изабель Хеккер (* 1979), теле- и радиожурналист, ведущая программы « Копфбол » на ARD.
  • Лидия Мёклингхофф (* 1981), зоолог и автор

Суть Вальдорфской системы

Педагогика базируется на философских принципах Рудольфа Штайнера. На основе них он создал учение про антропософии. Основной принцип его заключен в том, что каждый человек был сотворен из Духа, Души и физического тела

Поэтому важной составляющей метода является духовное развитие, поиск индивидом своего предназначения и жизненного смысла.

Эта методика отличается от других тем, что детей не принуждают, а позволяют развиваться в комфортном для них темпе

Здесь преподают не только обычные предметы, но уделяют внимание принципам этики и нравственности и развитию качеств гуманности, взаимопомощи, доброты

Частная школа «Согласие»

Адрес: Московская обл., Солнечногорский р-н, пос. Голубое, д. 14

Согласие – одна из первых негосударственных школ Зеленограда и вальдорфских школ РФ. Она была учреждена в 1994 году группой родителей для своих детей. Сегодня Согласие состоит из школы (обучение с 1 по 11 класс) и детсада (принимаются с 2 до 6 лет). Существуя на рынке более 20 лет, организация накопила огромный педагогический опыт, сформировала отличную команду. Школа постоянно растет и развивается, принимает активное участие в жизни города и вальдорфской ассоциации (российской и международной), членом которой она является.

Воспитанники школы осваивают обязательную общеобразовательную программу, занимаются искусствами и ремеслом, совершают образовательные поездки за границу, успешно сдают государственные экзамены.

Особенности обучения

Программа образования школы отвечает ФГОС. При ее составлении учитывались многолетние традиции западноевропейских и российских вальдорфских школ, исследования и разработки Давыдова, Выготского, Эльконина, Ушинского.

В «Согласии» существует специальное понятие «тема года». Она соответствует возрастным особенностям ребят и определяет содержание основных предметов. Так, в первом классе дети изучают народные сказки и знакомятся с русским фольклором, во втором – басни и легенды о Святых, в 3-м – Ветхий Завет, в 4-м – Русь до Крещения и скандинавскую мифологию, в 5-м – древние цивилизации, в 6-м – Древний Рим, в 7-м – эпоху Возрождения и Великие географические открытия. С 8 по 11 классы темой года являются спектакли по литературным произведениям. Перед летними каникулами каждый класс показывает спектакль по теме года.

В соответствии с принципами вальдорфской педагогики, ребята получают разностороннее образование, здесь много праздников, экскурсий, практических занятий. В школе изучают кузнечное и гончарное ремесла, вязание и вышивку, ткачество, рисование, послойную живопись, моделирование и конструирование швейных изделий, резьбу по дереву, дают навыки сельского хозяйства (от посева до выпечки хлеба). Воспитанники проходят выездную биологическую практику на биостанции МГУ, с/х и животноводческую практику, участвуют в межшкольных Олимпийских играх, рыцарских турнирах.

История

Комментарии:

Вальдорфская педагогика: история возникновения

Вальдорфская педагогика возникла в начале ХХ века на юге Германии, в столице земли Вюртемберга – Штутгарте. Недовольный состоянием государственных школ персонал сигаретной фабрики “Вальдорф Астория”, наблюдая за своими детьми, часто жаловался на ситуацию в сфере среднего образования в Германии, на рутину в школах, безинициативность и отсутствие творческого подхода среди учителей, что, отнюдь, не способствовало развитию детей, их личностному и познавательному становлению. Эти жалобы доходили до владельца фабрики Эмиля Мольта, человека прогрессивно настроенного, ищущего выходы из социальных тупиков своего времени.

Эмиль Мольт (1876-1936) Фабрикa “Вальдорф-Астория”

В ответ на социальный “запрос”, не ограниченный, судя по всему, рамками одной только фабрики, а латентно присутствующий в немецком обществе того времени, в сознании Э.Мольта зародилась идея создания новой школы на базе новой педагогики, более гуманной и соответствующей возрастным интересам и потребностям ребенка, отвечающей его глубинным запросам. Близко стоящий к антропософским кругам Э.Мольт обратился с вопросом к Рудольфу Штайнеру, о возможности создания подобной педагогики.

Обращение Э.Мольта с таким вопросом именно к Рудольфу Штайнеру было не случайным. К тому времени Штайнер уже публично высказывал ряд новых прогрессивных идей, касающихся педагогики, и обладал определенным опытом частного преподавания и репетиторства.

Здесь следует особо упомянуть педагогическую деятельность молодого Штайнера в семъе венского коммерсанта Ладислава Шпехта, в которой на его попечении были четверо детей. Своим наибольшим педагогическим успехом сам Штайнер считал работу, проведенную по составленной им специальной программе, с младшим сыном Шпехтов, который страдал легкой гидроцефалией, головными болями и нарушением поведения. Известный венский врач – невропатолог Йозеф Бройер, учитель и коллега Зигмунда Фрейда, высказывал сомнения в возможностях мальчика нормально развиваться. Однако, Штайнеру удалось чисто педагогическими методами  оздоровить и подтянуть мальчика, который в течении 2 лет нагнал одноклассников, а в дальнейшем поступил в университет и стал врачом (для более подробного ознакомления см. сюда – незаконченная автобиография Р. Штайнера “Мой жизненный путь” ).

Р.Штайнер с готовностью откликнулся на поставленный вопрос и первый цикл лекций, посвященный вальдорфской педагогике, был прочитан в Штуттгарте в сентябре 1919 года. К тому времени уже было получено разрешение вюртембергского министра культуры и образования на основание новой школы (13.05.1919). В том же году (07.10.1919) на холме Уланда (Ulandshöhe) в Штуттгарте на средства выделенные Э.Мольтом была начата застройка первой вальдорфской школы. После завершения строительства в школе сразу открылись 8 классов с 256 учениками, из которых 191 были детьми сотрудников и рабочих фабрики.

Первая вальдорфская школа, Штутгарт 1927 год

Столь тесная связь школы с фабрикой “Вальдорф-Астория” длилась лишь год. В дальнейшем штуттгартская фабрика закрылась, а школа продолжила свое развитие. Дети стали приходить в вальдорфские школы из разных слоев общества.

Достаточно упомянуть, что во всем мире среди выпускников вальдорфских школ было немало людей, получивших впоследствии известность. Среди них писатель Михаил Энде (автор “Момо”, успешно экранизированной “Бесконечной истории” и др.), Карл Отто Пёль (президент федерального банка Германии с 1980 по 1991 годы), Йенс Столтенберг (бывший премьер-министр Норвегии, далее лидер лейбористской партии), Кен Шено (глава «American Express», в 2002 году признан вторым самым влиятельным управленцем в США), доктор Олаф Фельдман (член федерального парламента Германии), Кристен Нигаард (ученый, профессор информатики, один из “отцов-основателей” системы MS-DOS, Норвегия) многие из семьи Порше (среди них один из настоящих руководителей автоконцерна, Вольфганг Порше) и многие другие. В вальдорфские школы отдавали и отдают своих детей т.ж. многие известные люди.

Почти за 100 лет вальдорфские школы (далее ВШ) претерпели значительное развитие. Лишь однажды, в короткий период фашистской диктатуры, вальдорфские школы Германии были закрыты. На сегодняшний день вальдорфская педагогика является крупнейшим альтернативным педагогическим движением в мире. На момент написания этой справки (август 2010) количество ВШ в мире составило 1015. Необходимо отметить , что недостаток подготовленных преподователей является сушественным препятствием в еще большем распространении ВШ в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector